Никитский монастырь в XVII – XIX веках

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Никитский мужской монастырь
  • Переславский Никитский мужской монастырь.
    13. Никитский монастырь в XVII – XIX веках.

    В конце XVI и начале XVII веков обитель преподобного Никиты Столпника достигла вершины своего расцвета и известности. Образ раскаявшегося разбойника-лихоимца, поборовшего свою пагубную страсть, свой грех и достигшего святости, оказался необыкновенно близок русскому человеку, созвучен русскому характеру, русской широте души с ее взлетами и падениями. Постепенно народ начинал понимать свое национальное предназначение хранителя чистоты Православия, и эта общенациональная идея собирала и объединяла самые различные слои населения Московского царства. Народ понял и принял за идеал чистый образ Святой Руси, принял идею главенства духа над телом, духовного над материальным и по мере своих сил стремился жить по этому идеалу. Образ преподобного Никиты был весьма утешительным, потому что подавал надежду на спасение не только праведникам, к коим никто не смел себя причислить, но и кающимся грешникам, к коим причисляло себя большинство. Люди понимали, что святость Руси не во внешнем ее церковном благолепии, а прежде всего в народном покаянии и стремлении твердо следовать заповедям Божиим.

    Великий Московский князь Борис Годунов
    Великий Московский князь Борис Федорович Годунов. Миниатюра из Титулярника. 1672 год.

    В 1598 году во время своего «богомольного похода» переславские святыни посещает царь Борис Годунов. В 1606 году через Переславль проследовал преподобный Иринарх Затворник (ум. 1616), направлявшийся в Москву предупредить царя Василия Шуйского о своем видении будущего нашествия поляков и литовцев. В свой приезд преподобный Иринарх - духовный вдохновитель народного ополчения Минина и Пожарского, сам повторивший подвиг Никиты Столпника (общий вес вериг, крестов и цепей преподобного Иринарха превышал 50 кг), - побывал у гроба преподобного Никиты и, скорее всего, останавливался именно в Никитском монастыре. Пребывая в Переславле, преподобный Иринарх благословил диакона Онуфрия закопать «синий камень» - известный предмет языческого культа, находившийся неподалеку от Никитского монастыря.

    Икона преподобного Иринарха
    Икона преподобного Иринарха. Конец XVII века. Происходит из Борисо-Глебского монастыря. Собрание Ростовского музея.

    В 1608 году Переславль присягает Лжедмитрию II (Тушинскому вору), а сами переславцы принимают участие в разорении поляками Ростова и в осаде Троице-Сергиевой Лавры (справедливости ради заметим, что переславцы были и в числе защитников обители преподобного Сергия). В Ростове именно переславцы пленили митрополита Ростовского Филарета Романова будущего Патриарха всея Руси и отца первого царя династии Романовых, Михаила Феодоровича. Переславцы не приняли царем Василия Шуйского, а в Лжедмитрии видели законного представителя и продолжателя династии Рюриковичей, и потому поддержали его и стоявших за ним поляков. Но когда польско-литовские отряды начали открытый грабеж окрестностей Переславля, горожане подняли против них в этом же 1608 году восстание.

    Преподобный Иринарх благословляет князя Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы
    Преподобный Иринарх благословляет князя Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы. Картина XIX века.

    В 1609 году русский выдающийся полководец того времени Василий Скопин-Шуйский освобождает Переславль от разбойничьих отрядов пана Лисовского. В 1611 году Переславль принимает первое русское ополчение Прокопия Ляпунова. В отместку пан Ян Сапега совершает карательный жестокий набег на беззащитный в то время город и его окрестности. Мирное население безжалостно вырезается, город разграбляется, храмы и монастыри все без исключения разрушаются и сжигаются. Дерзнул оказать сопротивление обнаглевшим хищникам только Никитский монастырь, имевший к тому времени прочные каменные стены и некоторое количество пушек. Однако опытных в ратном деле людей в обители было мало, в основном там находились жители окрестных деревень и горожане, спасавшиеся от набегов. Через две недели ожесточенной и изнурительной осады монастырь был штурмом взят и сожжен. Все участники обороны вырезаны поголовно. Чудом уцелевший настоятель обители игумен Мисаил как нищий «скитался меж домов, не имея пристанища». Как бы в память о своем святотатстве «лихие люди» по каким-то причинам оставили в монастыре восемь пушек различной величины. В Записной книге монастырских вотчин XVII века это событие описано следующим образом: «...в прошлом 1610/11 году приходил под Переславль пан Сапега с литовскими людми и тот де Никитцкой монастырь разорили, и выжгли, и высекли, и жалованные Тарханные грамоты прежних Государей царей и великих князей всея Руси, и всякие крепости поймали...»

    Государь Михаил Федорович - первый царь из династии Романовых
    Государь Михаил Федорович - первый царь из династии Романовых. Гравюра начала XIX века.

    В октябре этого же года Переславль вновь сборный пункт ополчения. В 1612 году окрестности Переславля, а следовательно и монастыри, подвергаются нападению казачьих отрядов Ивана Заруцкого, который, желая первенства, убил Прокопия Ляпунова и, по сути, погубил первое ополчение. В 1612 году 10/23 августа в город вошло второе ополчение князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина-Сухорука. Тогда же, после молебна в Спасо-Преображенском соборе, был утвержден план освобождения Москвы на «Совете всея земли Русской». Это деяние смогло реабилитировать город в глазах русского общественного мнения того времени.

    В апреле 1613 года из Костромы через Переславль в Москву прошествовал новый Государь - Михаил Романов. У переславцев не было оснований ожидать от него милостей, напротив - ждали суровых репрессий, но юный царь не поставил переславцам в вину их действия в период всеобщей Смуты. В 1618 году переславцы успешно отбивают последнее разбойное нападение польского полковника Чаплинского «со многими черкасы».

    В 1619 году царь Михаил совершает «богомольный поход» к святыням Переславля и много помогает восстановлению разрушенного. Город начинает подниматься на ноги, но ущерб, нанесенный польско-литовским нашествием, столь велик, что по человеческим и материально-культурным потерям сопоставим с нашествием монголо-татарских орд. Город и его окрестности опустели: в Переславском уезде было уничтожено 53% крестьянских дворов и погибло более 50% населения. Православная же Церковь от европейских христиан-католиков понесла невосполнимые потери, превосходящие по масштабам погромы Батыя (который, как известно был веротерпим и даже освободил Русскую Церковь от дани). Католики же, кроме обычного грабежа методично уничтожали все, что хоть как-то могло быть связано с Церковью, и прежде всего - ненавистные им русские монастыри.

    Икона «Отечество»
    Икона «Отечество». XVII век. Происходит из Никитского монастыря. Собрание Переславского музея.

    Однако после окончания Смуты, по мере того как жизнь на Руси входила в свое русло, возрождался из руин и Никитский монастырь. И снова потекли потоки богомольцев ко гробу Переславского чудотворца. Помнили о преподобном Никите и в царских палатах. Основным документом по истории монастыря в этот период (как и в последующие вклады, но и отдельные знаменательные события в жизни обители, так или иначе связанные с этими вкладами.

    Царь Алексей Михайлович Романов
    Царь Алексей Михайлович Романов. Гравюра начала XIX века.

    Первым усердным вкладчиком, по свидетельству священника Павла Ильинского, был сам Государь Михаил Феодорович. Он приезжал в Переславль к великому чудотворцу Никите вместе с царицей Евдокией Лукьяновной и своими чадами и пожаловал к местному образу преподобного Никиты 14 золотых, драгоценную плащаницу и паникадило Жалованными грамотами Михаил Феодорович утвердил за монастырем прежние владения, которые отошли от монастыря во время Смуты и дал разрешение ловить для монастырских нужд рыбу в Плещеевой озере. Озеро это считалось принадлежностью царского дома, и его знаменитая ряпушка - «царская селедка» - вылавливалась и поставлялась исключительно к царскому столу. Для этого была учреждена и выделена в городе специальная Рыбная слобода, жители которой даже освобождались от рекрутского набора и из поколения в поколение занимались только своим промыслом. Царь регулярно посылал в обитель разные продовольственные припасы: хлеб, мед, рыбу, масло и прочее, давал лошадей и коров, присылал сукна, овчины, шубы и деньги, а в 1619 году пожаловал повседневный колокол. Святейший Патриарх Филарет Никитич по примеру своего царственного сына, не помня обид, тоже не оставлял обитель без своего внимания и часто присылал щедрые дары.

    Царь Алексей Михайлович Тишайший ежегодно посылал в монастырь денежные пожертвования - ругу и подтвердил право ловить в озере рыбу для монастырских нужд. Свою лепту вложила в обитель Никиты Столпника и благоверная супруга Алексея Михайловича царица Мария Ильинична. В 1668 году большей частью на ее средства была восстановлена сильно поврежденная во время Смуты монастырская колокольня. В этом нелегком и дорогом деле царице помогали отец ее Илья Данилович Милославский и митрополит Сарский Павел. Илья Данилович и сам делал богатые вклады в обитель. Вкладчицей монастыря был и дочь его Анна Ильинична Морозова. Семейная традиция Милославских благотворить Никитской обители была продолжена и в следующих поколениях, а один из рода Милославских стал ее иноком. Сохранилась запись: «Преставися раб Божий, казначей Никитскаго монастыря, инок схимник Герасим Милославский».

    Давали жалованные грамоты в монастырь и царь Феодор Алексеевич, и Иоанн и Петр Алексеевичи. Они принимали немалое участие в обеспечении обители всем необходимым.

    Петр I, Император Всероссийский
    Петр I, Император Всероссийский. Гравюра начала XIX века.

    Впервые 16-летний царь Петр появился в Переславле в 1688 году летом на Петров день (12 июля н.ст.) с намерением покататься под парусом на ботике, обнаруженном им в сарае Измайлова. На проживание тогда юный царь устроился именно в Никитском монастыре, где для него впоследствии была оборудована специальная царская комната (полностью уничтожена пожаром в 1977 г.). Вторично Петр явился в Переславль через пять лет, конечно, не на «богомолье», а с намерением строительства учебного «потешного флота». Он опять останавливается в Никитском монастыре. Проживая не раз в Переславле, он был очевидцем рачительной хозяйственной деятельности настоятелей обители, давшей ему в его юности первый приют (что, кстати, было для монастыря, учитывая династическую борьбу в доме Романовых, очень в то время небезопасно).

    Посему, всегда награждая по заслугам и воздавая должное достойным, он в 1716 году дал следующий указ в Никитский монастырь: «По указу Петра Первого, по прошению княжны Екатерины Алексеевны и благословению наместника патриаршего престола, митрополита Стефана Рязанского, возобновися сия древняя Лавра Благовещения Пресвятыя Богородицы и великомученика Никиты Столпника (характерная формулировка: оба святых Никиты объединены в одно лицо и поставлены в названии обители на второе место) и посвящен тоя Лавры игумен Иосиф в архимандриты с шапкою и палицею, и дадеся ему грамоты на пергаменте, златом расписанная, с кустодиею (печатью) золотою, и по нем вперед будущем архимандритом вечно». (Екатерина Великая архимандрию отменила, а монастырь - «древнюю Лавру» - перевела в 3-й класс. В1797 году ее сын, император Павел Петрович, архимандрию восстановил.) В 1724 году император Петр Первый Алексеевич посетил Переславль-Залесский в последний раз, проездом по морским делам. Времени «преклонить колена» у переславских святынь у царя-работника за делами не случилось.

    В монастыре, по сведениям на 1701 год, было 55 человек братии и 6 престарелых «бельцов» (белых священников) на покое. К 1741 году ситуация практически не изменилась.

    В 1744 году Указом Святейшего Синода была учреждена Переславская епархия, просуществовавшая до 1788 года. Вторым ее епископом с 1745 года был Преосвященный Серапион (Ляташевич), коадъютор Переславской архиепископии. В 1753 году им была организована в Переславле «епаршая» семинария. Местом своего пребывания он избрал Никитский монастырь и жил в нем 8 лет. Для епископа Серапиона была выделена часть трапезной при Благовещенской церкви. В 1759 году штат монастыря определялся в 40 человек, налицо было 35.

    В 1763 году по рисунку 1755 года был переделан столп преподобного Никиты. Вокруг столпа возвели галерею. В этом же году началась секуляризационная реформа Екатерины II.

    В 1764 году, при утверждении новых штатов, монастырь избежал закрытия, но у него были отобраны почти все его обширные владения с 2,5 тысячами душ крестьянских, а сам он был определен в разряд третьего класса, с отменой архимандрии.

    С 1768 года в Благовещенской церкви устроен придел во имя святителя Николая.

    Императрица Мария Федоровна
    Императрица Мария Федоровна. Гравюра начала XIX века.

    В 1818 году, отправившись в Спасо-Иаковлевский монастырь Ростова Великого на поклонение мощам святителя Димитрия Ростовского, императрица Мария Феодоровна изволила посетить Никитский монастырь, чтобы помолиться у гроба преподобного Никиты. В этом же году «для благолепия монастыря» дозволено было разобрать старую каменную братскую трапезу с кухней и упраздненную над Святыми вратами Гаврииловскую церковь. Вместо разобранных зданий в 1831 году была выстроена существующая ныне надвратная церковь во имя Всех святых, с колокольней.

    В 1837 году преклонял колена у святого гроба наследник Александр Николаевич, будущий император Александр II Освободитель.

    В 1847 году на территории монастыря был вырыт колодец. Из описания 1849 года мы узнаем, что у алтаря Никитского собора находило небольшое количество могильных памятников, а к северу от храма, и прежде, располагался «сад с плодовыми деревьями, разведенный общими трудами братии. По ограде огибает его тенистая аллея, увенчаная вековыми липами».

    В 1855 году на улучшение содержания Никитской обители Государь Александр II пожаловал ей лесную дачу «Чирикова пустошь».

    В 1876 году старое здание у южной стены монастыря привели в порядок на средства переславского купца Ножевникова и архимандрит Наума и устроили в нем келлии.

    В 1886 году, 24 мая/6 июня, в Никитском монастыре широко и торжественно было отмечено 700-летие со дня мученической кончины преподобного Никиты Столпника.

    23 мая 1913 года, во время Юбилейного торжественного шествия, посвященного 300-летию царствования Дома Романовых, поклониться гробу преподобного Никиты Столпника в обитель на автомобиле с железнодорожной станции Петровской прибыл святой царь-страстотерпец Николай Александрович Романов с царевнами, Августейшими дочерьми - святыми Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией Николаевнами.

    «Так многими веками от Великих Князей, Царей и иного звания лиц устроялся и украшался Переславский Никитский монастырь. Молитвами преподобного Никиты, Переславского чудотворца, Господь сохранил эту обитель от всеразрушающего времени, и православный русский народ на протяжении восьми столетий притекает из ближних и дальних мест к многоцелебному гробу преподобного, находя здесь утешение в скорбях душевных и облегчение от разных недугов телесных», - так завершает свое историческое исследование обители преподобного Никиты Столпника священник П.В. Ильинский в 1907 году.

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100