Царь Иоанн Васильевич Грозный в Переславле

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Никитский мужской монастырь
  • Переславский Никитский мужской монастырь.
    12. Царь Иоанн Васильевич Грозный в Переславле.

    В 1553 году царь Иоанн Васильевич с царицею Анастасией и наследником престола царевичем Димитрием отправились на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Во время путешествия младенец-царевич заболел и умер. Пораженная горем царская чета возвращалась по Северному пути через Ростов и Переславль в Москву. В этих городах они останавливались, чтобы поклониться святым, мощи которых там находились. Царь и царица молились о даровании им сына. После молебна у гроба преподобного в Никитской обители царица, по возвращении в Государев Двор в Переславле, зачала второго сына. 30 марта 1555 года родился наследник и был крещен с именем Иоанн. Год спустя царевич тяжко заболел, но был чудесно исцелен водою из колодца преподобного Никиты. Вот как описывает «Чудо о воде» рукописное Житие Никиты Столпника: «...по лете рождения своего месяца мая, впаде царевич Иоанн в зельную болезнь. Начата же молебен пети великому чудотворцу Никите Переславскому. Наднесоша же отроча над мощами святого Никиты, и крест чудотворцев и на освященную воду. Отроча же от зельной болезни внезапно руку на освященную чудотворную воду простре и в том часе воскипе вода, освященная чудотворцева в сосуде, яко огненнаго варения». На радостях Государь дал обет отблагодарить и украсить обитель преподобного Никиты, но с выполнением замешкался «закосневшу времени».

    Ровно через год, в 1557 году, болезнь повторилась и повторным подобным же чудом прекратилась. «Младенец был близок к смерти. В это время одна из боярынь, проживавших в царских теремах, по имени Фотиния, взяла больного царевича на руки и поднесла к тому месту, где в царских теремах благоговейно хранилась частица (бересты) от гроба преподобного Никиты и вода, почерпнутая из колодца, выкопанного руками преподобного. Умыв здесь царевича этой водой, боярыня и напоила его той же водою. Через несколько времени болезнь совершенно оставила царевича», - читаем мы у священника П.В. Ильинского. Тут уж царь не «закосневшу» поспешил исполнить свое обещание.

    Царь Иоанн IV (Грозный)
    Царь Иоанн IV (Грозный). Парсуна. Начало XVIII века. Собрание Государственного Исторического музея.

    Въезд Государя Иоанна Васильевича Грозного в Переславль-Залесский совершился весьма торжественно. При великом стечении народа с крестным ходом из Преображенского собора, Великий Государь был встречен архиепископом Ростовским Никандром с архимандритами, игуменами и всем священным чином города у городских южных (Никольских) ворот, у храма святителя и чудотворца Николая (он же Князь-Андреевский храм, в котором почивали мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского, высоко чтимого царем Иоанном Грозным; храм был взорван в 30-е годы прошлого столетия, мощи благоверного князя Андрея в настоящее время пребывают в Переславском Никольском женском монастыре). Приняв благословение от иерарха, Государь с супругой своей и младенцем царевичем отправился в соборную Церковь Преображения Господня (Спасо-Преображенский собор), пал здесь на колена пред иконой Спасителя и долго молился Господу. Затем царь прямо из собора перешел в свои покои, а к вечеру того же дня прибыл на всенощное бдение в обитель к преподобному Никите.

    Горячо молился здесь Государь и в дополнение к своей молитве принес весьма ценные дары Никитской обители. На специально приготовленном столе Государем были положены ризы с епитрахилями дорогой камки с разными узорами и разводами, стихари с орарями, поручи, пояса и другие ценные облачения, большей частью собственной работы Государыни Анастасии Романовны. Ее же работы был возложен в это время на раку преподобного Никить образ его, изумительно вышитый по дорогой камке наподобие плащаницы. Вверху этого образа вышита надпись: «Преподобный Никита, Переяславский Чудотворец», а вокруг шитьем же изображены тропарь и кондак преподобному, составленные самим царем Иоанном Васильевичем. Когда образ этот был положен на раку, то царь опустился пред ней на колени и так молился преподобному Никите: «Что ти воздам, преподобие, сетованию нашему скорый решителю? Еще же, угодниче Божий, прощение наше сотвори, дабы Господь Бог умножил живота чаду нашему в наследие рода царствия нашего». На другой день Государь снова прибыл в Никитскую обитель к Божественной литургии. По окончании службы он отправился к колодцам, ископанным преподобным, а оттуда отбыл в свой дворец, куда к трапезе пригласил весь царский синклит и знатное духовенство.

    Отправляясь на другой день в Москву, Великий Государь повелел игумену обители в скором времени прибыть к нему в столицу для рассуждения об устройстве общежития в Никитском монастыре. Игумен скоро явился в Москву и принес царю тот железный крест, который на раменах (плечах) своих носил преподобный Никита, а также воды из его колодцев и просфору, и был милостиво принят Иоанном Васильевичем. Это происходило уже, видимо, в 1558 году.

    Насколько серьезно отнесся Государь в этот раз к своему «обетованию», видим из документов, опубликованных в книге М.Н. Тихомирова «Новый материал об Иоанне Грозном» (1958 г.): «И созывает Государь вельмож своих и нача советовати со всеми вельможами, чтоб в Переславле у чудотворца Никиты общежительство устроить и вотчинами исполнили. Реша же ему бояре его: "Добрый, Государь, совет начинаеши. Много лет пребысть обитель чудотворца небрегоша, а ныне в твое благочестивое царство хощет Бог прославити обитель великого Своего угодника, чудотворца Никиты". Благоверный же царь радостен бысть ответу их благому. Яко же Государь восхоте, тако и сотвори и наказную свою царьскую грамоту веле игумену дати обители тоя о строении монастырьстем. И повеле Государь игумену монастырь воздвигати и келлии себе ставити и царице на свой царский приезд и прочие келлии на братию, и трапезу с теплою церковью во имя Пречистыя Богородицы честнаго Ея Благовещения, и келарскую основати, и рвы копати, и на вратех церковь поставити во имя Архистратига Гавриила и честнаго его Собора. И старую церковь разбирати повеле, поставлеше отца его благовернаго великого князя Василия Ивановича всея Руси самодержца, и новейшую церковь больши воздвигнути над гробом чудотворцовым во имя Христова мученика Никиты, и придел преподобного чуде творца Никиты, а другой придел Всех святых службы уставляти по общежительству, и церкв святые украшати святыми иконами и божест венными книгами, и всякими лепотами церков ными, и у гроба чудотворцова повеле благовер ный царь свещу поставити неугасимую во вею веков. Колокол благовестной повеле Государь к чудотворцу лити 36 пудов и вотчинами наполнити своих царьских подклетных сел. И околс монастыря ограду камену повеле ставити. V обеты своя царьские исполняюще и братик доволяще своею царьскою милостынею. И oт того времени распространяшеся обитель великого чудотворца Никиты, и слава о нем происхождаше повсюду и от честных обителей иноцы и клирицы прихожаху...»

    Видимо, работы начались около 1559-1560 годов. В 1561 году на месте разобранной Никитской церкви начались работы по сооружению нового большого собора. Придел преподобного Никиты (существующий и ныне) сохранили, сложно встроив его в южную часть обходной галереи-паперти. Очевидно, что строили столичные мастера.

    В 1564 году каменные стены соборной церкви с двумя приделами при ней были строением окончены и через игумена Никитского монастыря было доведено об этом до сведения Государя. Иоанн Васильевич пожелал сам быть в Переславле на освящении новопостроенного храма и для иконостаса этого храма послал большое количество икон, обложенных серебром и украшенных золотом, и все необходимое церковное убранство и утварь. Также были посланы искусные живописцы и разные мастера для окончательной отделки храма. «И бысть яко по существу реченном во Святом Писании, яко невесту Божию украсивша, или яко земное просияше светолучными зарями, от лепоты божественных икон сияющее», - читаем мы в книге М.Н. Тихомирова.

    12 мая все было готово для освящения собора. Великий Государь Иоанн Васильевич Грозный прибыл в Переславль с новой молодой царицею Марьей Темрюковной (Феодоровной) Черкасской (царица Анастасия внезапно скончалась в 1560 году), вероятно, 13 мая. Освящение произошло 14 мая 1564 года, незадолго до праздника преподобного Никиты. Велика была радость Государя о столь скором воздвижении столь значительного храма. «Владимирский сборник в 1857 году по этому поводу опубликовал такой материал: «В Никитском монастыре», на паперти соборной церкви во имя святого великомученика Никиты, с южной стороны вделана большая плита из белого камня со следующей надписью, весьма любопытною по содержанию: "Освящена бысть церковь Христова мученика Никиты Святейшим Афанасием, Митрополитом всея Руси, месяца Майя, в 14 день (1564 года) на память святаго мученика Исидора и другого Сидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. И быша на освящении тоя церкви со Святейшим Митрополитом Афанасием: Никандр, Архиепископ Ростовский, Живоначальныя Троицы Сергеева монастыря Архимандрит Меркурий, из преименитаго града Москвы Небеснаго Воеводы Архистратига Михаила Архимандрит Левкий и того же преименитаго града соборныя церкви Успения Богородицы Протопоп Димитрий и Протодиакон Василий и Переславские Архимандриты: Горицкий Архимандрит Димитрий, Троице-Данилова Кирилл, Преображенского собора Протопоп Павел и инии мнозии игумены и священники соборные, служащие с Афанасием Митрополитом и по всем престолом тоя обители хвалу воздающе Богу и угодникам Его Великому Христову мученику Никите и преподобному Никите, Переславскому чудотворцу. Благочестивый Государь с Царицею Мариею, с царевичем Иоанном и с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со всем Царским синклитом, с князи и с бояры, всенощное бдение слу¬шал и на утрени первую статию сам Царь чел и Божественныя литургии слушал и красным пением сам же Государь пел на заутрени и на Литургии и радостию велиею объят быв, чудяся поспешению, яко не во много времене сицевое воздвижеся в честней обители Великого чудотворца Никиты в его благочестивое державство здание.

    Хоругвь с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы
    Хоругвь с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы. Вклад царицы Анастасии Романовны в Никитский монастырь. XVI век. Собрание Переславского музея.

    И на свою царскую трапезу всех призывая с веселием и усердием веселяшеся и царскими брашны питаше вся и весело праздноваше день той, и обители тоя игумену с братиею пожаловал Государь в дом Чудотворцу Никите во свое царское богомолье три села свои подклетных: село Кнюцкое с деревнями и со всеми угодьи, да село Красное, да село Фалелеево, и грамоту свою царскую жалованную велел Государь дати на те села с красною печатию, и колокол благовестный повелел Государь слити в 50 пуд во обитель к Чудотворцу, и братию учредив от своея царския трапезы и милостынею удоволив от своея ризницы. И после трапезы вшед Государь в храм Великого Христова мученика Никиты и повеле тоя обители молебен пети соборне Христову мученику Никите и преподобному Никите, а сам Государь к образом прикладывашася и у гроба святаго теплы слезы испущая и умиленно моляшеся и со Благоверным Царевичем Иоанном и покровы на гроб Чудотворцев полагаше и гробницу святых мощей целоваше. Игумен же со священницы и со всею братиею за врата монастырские проводиша Государя Царя и с его сыном Царевичем Иоанном и от Игумена благословение прием и мир подав вдасе попутному шествию. И Царица, сотворив такожде, отъиде».

    Пелена с Казанской иконой Божией Матери
    Пелена с Казанской иконой Божией Матери. Конец XVI века. Происходит из Никитского монастыря. Собрание Переславского музея.

    Через некоторое время были закончены и все остальные монастырские постройки, после чего обитель преподобного Никиты превратилась в самый значительный архитектурный комплекс в Переславле. Здесь было выстроено три каменных церкви: собор великомученика Никиты, с двумя приделами, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, с огромной трапезной палатой, шатровой колокольней, келарской, и храм во имя Архистратига Гавриила над Святыми вратами. Вся расширенная территория монастыря была обнесена каменной оградой с шестью массивными башнями. Шатровая колокольня была выстроена в 1570 году.

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100