Крестный путь Княгининой обители

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению:Свято-Успенский Княгинин женский монастырь
  • Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.
    4. Крестный путь обители.

    Основанный великой княгиней Успенский монастырь и его главный храм были тщательно и благолепно устроены и украшены, но летопись, к сожалению, не сохранила нам об этом никаких сведений. Есть только позднейшее косвенное свидетельство об этом: Великая княгиня Евдокия (супруга благоверного князя Димитрия Донского) поставила на Москве церковь камену, зело чудну и украси ю сосуды златыми и серебряными... и сотвори паче всех княгинь, разве точию Мария, княгиня Всеволода, внука Мономахова, иже во Владимире.

    Но не прошло и сорока лет со времени основания обители, как она подверглась страшному разорению. В 1238 году несметные татарские полчища под предводительством Батыя осадили город Владимир и взяли его приступом. Несмотря на отчаянное сопротивление горожан, разграбили и сожгли его. Княгинин монастырь находился по соседству с Золотыми воротами, где происходила ужасная сеча, и прежде других подвергся разграблению разъяренных кочевников.

    В 1411 году Владимир, а с ним и все его храмы и обители были снова разорены; по словам летописца, приидоша татарове изгоном ко Владимирю, и граду много зла твориша, и церковь соборную разграбиша и икону чудотворную одраша, а град пожгоша, и от того огня колокола разлияшася.

    Итак, в продолжение двух столетий над святою обителью проносился время от времени ураган страшных бедствий, разрушавший и уничтожавший все, что было дорого от лет древних. В этот продолжительный период тяжелых испытаний обитель находилась в таком печальном положении, что до XVI века о ней нет упоминания в исторических памятниках. В актах XVI века в первый раз упоминается о монастыре Пресвятой Богородицы, но там он назван «Новодевичьим». Первоначальное наименование «Княгинин» было забыто.

    Икона Успения Божией матери
    Икона Успения Божией матери. XVII в. Вклад в обитель патриарха Иосифа. Успенский храм Княгинина монастыря.

    С XVI века начинается возрождение и развитие Успенской обители, она получает жалованные грамоты от великих князей и государей Российских. Обстоятельства благоприятствуют; обитель благоукрашается; забываются скорби и печали, и скромные труженицы в спокойствии духа совершают иноческие подвиги поста и молитвы.

    На фундаменте разрушенного Успенского собора воз двигается новый храм. Для его росписи приглашаются лучшие мастера - артель под руководством государева жалованного иконописца Марка Матвеева. К тому же времени относятся и первые упоминания о теплом храме во имя святителя Иоанна Златоуста. Позднее, в XIX веке к нему был пристроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в результате неоднократных перестроек храм приобрел свой современный вид и был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, приделы были посвящены святителю Иоанну Златоуст и мученику Авраамию Болгарскому.

    Новая гроза разразилась над святой обителью в начале XVII века: то было польско-литовское нашествие. В челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, настоятельница монастыря игумения Таисия с сестрами жаловалась, что Литва, как в Володимире была, и у них в Успенском девичьем монастыре стояли, монастырь без остатку разорили.

    Собор Владимирских святых
    Собор Владимирских святых. Икона XX века.

    Десятки лет обитель святая не могла оправиться от разгрома. На помощь пришел патриарх Московский и всея Руси Иосиф. Он все ветхое исправил, недостающее все восполнил собственным иждивением. Из описи 1665 года видно, что за счет патриарха Иосифа в Успенском храме устроен иконостас, написаны местные иконы, приобретены серебряные богослужебные сосуды, священные одежды; стены храма покрыты художественной росписью, вновь перекрыты крыши на храмах, построена колокольня, приобретены два благовестных колокола, вокруг монастыря сооружена ограда, даже выкопан новый колодезь.

    В то время в монастыре была заведена школа золотого шитья, которым славилась обитель вплоть до закрытия в начале XX века. Во многом способствовала развитию золотошвейного искусства пребывавшая в обители инокиня Параскева - царица Пелагия Михайловна (вторая супруга сына Ивана Грозного - Ивана). С 1606 года в обители проживала оставшаяся сиротой после кончины отца и убиения матери и брата дочь царя Бориса Годунова - Ксения, в иночестве Ольга.

    В XVIII веке реформы Петра I и введение Екатериной II «монастырских штатов» изменили положение монастыря. Обитель лишилась угодий, получила штатное содержание и надел и была причислена к разряду второклассных штатных (особножительных) монастырей.

    В середине XIX столетия обитель почти вся была истреблена пожаром. Но несмотря на все сии несчастья, по благодати Божией, по молитвам основательницы сей обители благоверной княгини Марии и угодника Божия святого мученика Авраамия женский Княгинин монастырь не только не пришел в упадок, но к концу века достиг своего наивысшего расцвета. Особенно значительный рост и развитие обители как во внутреннем, так и внешнем благоустройстве замечается благодаря стараниям последних (вторая половина XIX века) трех игумений: Марии, Аглаиды и Маргариты. Игуменией Марией устроена монастырская больница, Аглаидой - общая трапеза, Маргаритой - одноклассная церковно-приходская женская школа.

    В 1900 году, в связи с 700-летием со дня основания обители, по Указу Святейшего Синода монастырь был причислен к разряду первоклассных с присоединением к нему прежнего названия «Княгинин».

    Далее
    В начало

     
    Rambler's Top100