Основание Княгинина монастыря

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению:Свято-Успенский Княгинин женский монастырь
  • Свято-Успенский Княгинин женский монастырь.
    2. Основание Успенского Княгинина монастыря.

    Прекрасный храм! Он белый и чистый, своими легкими формами устремлен в небо, а когда заходишь внутрь — здесь фрески, иконы, лампады в полумраке, алтарь Бога Бышняго: такой должна выть и душа человека — снаружи устремлена в небо, а в глубине скрывать алтарь и Самого Бога.

    Блаженнейший Анастасий, архиепископ Албанский

    Владимирский Успенский Княгинин монастырь был основан в 1200 году великой княгиней Марией Шварновной, супругой великого князя Всеволода Большое Гнездо, оставившего заметный след в истории Государства Российского.

    Князь Всеволод Георгиевич Большое Гнездо был младшим из четырех сыновей Юрия Долгорукого и греческой царевны Ольги, сводных братьев святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который был фактическим правителем всех русских земель, но «великим князем» при жизни не именовался, так как не поехал в Киев на Золотой киевский стол, хотя имел на него все права. Князь Всеволод Георгиевич уже при жизни именовался «великим князем» Владимирским, не отрицая права на великокняжеский титул князей Киевских, и при его жизни на Руси было два великих князя - Киевский и Владимирский.

    У князя Всеволода была сильная дружина, и за тридцать шесть лет его княжения не нашлось охотников испытать ее силу, так что в течение всех этих лет мир и тишина воцарились в Ростово-Суздальском княжестве. Он вел успешные войны за пределами своей вотчины, так что его имени, по словам летописца, трепетаху вся страны и по всей земли изыде слух его и вся зломыслы его еда Бог под руце его.

    Не было для города Владимира времени славнее и счастливее, чем годы княжения на нем Всеволода, который, по свидетельству летописца, был украшен многими христианскими добродетелями. О благочестии, миролюбии, твердости князя можно судить по его напутствию на княжение в Новгород своего двадцатилетнего сына Константина. Отец вручил сыну не только меч, но и крест со словами: Иди управлять народом, будь его судьей и защитником. Бог и Государь - родитель твой дают тебе старейшинство между всеми князьями русскими. Гряди с миром, помни славное имя свое и заслужи оное делами.

    В 1185 году во Владимире случился страшный пожар. Сгорели все храмы, в том числе и Успенский собор, с любовью и тщанием построенный и украшенный святым князем Андреем Боголюбским. Князь Всеволод Юрьевич приказал призвать со всех концов земли мастеров. Собор восстановили и украсили его с еще большей роскошью, чем было при князе Андрее. Восстановлены были и все остальные храмы. В честь своего Небесного покровителя - великомученика Димитрия Солунского (во Святом Крещении князь был наречен Димитрием) князь Всеволод воздвиг Димитровский собор, который и поныне украшает город Владимир.

    Великий князь Всеволод основал мужской Богородице-Рождественский монастырь, ставший духовным и культурным центром Северо-Восточной Руси. С ранних времен эта обитель связана с историей русского летописания, здесь была обширная библиотека. С середины XIII века до 1326 года Рождественский монастырь был резиденцией Предстоятелей Русской Церкви - сначала митрополитов Киевских, а после 1300 года - Владимирских.

    Киев все больше и больше терял свое значение как государственный и экономический центр всех русских земель. Политической и церковной столицей земли Русской стал в те годы Владимир, бывший малым, мизинныи, по словам летописца, городом.

    Кончину великого князя Всеволода (1212 год) оплакивал весь народ: И быстъ плач и рыдание велико, говорит летописец, не только во Владимире едином, но и по всей земле Суждалъской. Бе бо заступник тверд и непобедим во всех местах силою Честна го Креста, не только единой Суждалъской земле заступник бе, но и всем странам земли Русския.

    Супругой такого могущественного князя была княжна Мария Шварновна. Заболев в конце своей жизни тяжелой и неизлечимой болезнью, она прежде всего искала помощи Божией и саму болезнь свою обратила в средство приближения к Богу, задумав устроение женской обители, в которой надеялась провести свои последние дни и обрести там место своего вечного упокоения. Она приобрела под строительство обители участок земли в той части города Владимира, которая называлась «Новым», а впоследствии - «Китай-городом», в северо-западном углу территории, огражденной Земляным валом, над рекой Лыбедью. В связи с покупкой земли писатели Никоновой летописи и Степенной книги уподобляют княгиню Марию праведному праотцу Аврааму: Подражая нраву праведного Авраама, купила ценою, говорят они, часть земли на строение церкви и монастыря во славу Богу и Пресвятой Богородице. 15 июля 1200 года, в день памяти святых мучеников Кирика и Иулитты, великий князь Всеволод по просьбе супруги своей положил устроение святой обители закладкой первого камня в основание храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

    Успенский Княгинин монастырь был одной из первых женских обителей и всегда пользовался особой любовью и почитанием не только во Владимирской земле, но и по всей Руси.

    Далее
    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100