Игумения Евгения и Феодоровский монастырь

Дата публикации или обновления 15.12.2017
  • К оглавлению: Феодоровский монастырь
  • 7. Феодоровский монастырь при игумении Евгении. Часть 2.

    Итак, благодаря особой энергии игумений Евгении, Феодоровский монастырь имел при себе 3 благоустроенные пустыньки, 4 церковно-приходские школы с особыми помещениями, давал приют и кормил до 500 монахинь и послушниц, воспитывал несколько маленьких бесприютных девочек-сирот. Монастырь, кроме своего прямого назначения - служения Богу в иноческом чине, имел немаловажное общественное значение, просвещая подрастающее крестьянское поколение мальчиков и девочек светом христианского учения в четырех школах, а возрастным бесприютным девицам давал приют, приучая их к труду. В монастыре были разнообразные рукоделия. Каждая приходящая неумеющая девица могла найти себе подручное дело. Не желающие заниматься рукоделием исполняли для монастыря земледельческие работы.

    Несомненно, что игумения Евгения обладала особыми духовными дарованиями, первое из которых, воспитанное с детских лет, - глубокое смирение. И к этому «главному основанию всех добродетелей» со временем приложились и дар рассуждения, и незлобие, и огромная житейская мудрость. Можно утверждать, что она была не только «главою» над своими сестрами, но и старицей, исполняющей духовное окормление обширной девичьей общины. При этом матушка Евгения оставалась человеком простым. Как она о себе говорила: «...нигде я не училась, книг ученых не читала, читала только жития святых». Удивительно, но в отчетах и письмах игумений, направленных в Консисторию, за многие годы не встретилось ни одной жалобы на людей или обстоятельства, ни одного недовольного или раздраженного ответа, намека на чей-нибудь недостаток.

    Матушка Евгения не любила распространяться о своих трудах. «Буду я говорить вам, скажете - хвастаю, а хвастать, видит Бог, нечем. Молитва Богу одних, неустанный труд других - вот что создало, что сделало нашу обитель такой, какая она есть... Нас 500 монахинь в монастыре, и все они трудятся, как и я трудилась в свое время, в молодости. У нас нет ни первых, ни последних, все делается ради послушания. Той же рукой она перебирает четки, той же косит, мнет глину для кирпичей, вышивает воздухи, шьет башмаки... У нас все делается руками монахинь...»

    Государь император Николай II
    Государь император Николай II. Фото начала XX века.

    В 1913 году Россия праздновала 300-летие царствования Дома Романовых. Официальное празднование 300-летия проходило в Казанском соборе Санкт-Петербурга. А в мае 1913 года царская семья отправилась в паломничество по памятным для династии местам.

    Дочь государя императора Николая II Татьяна
    Дочь государя императора Николая II Татьяна. Фото 1914 года.

    В государственном архиве города Владимира сохранились записи о посещении императором Николаем с семейством города Переславля: «23 мая 1913 года Государю Императору благоугодно было с Августейшими дочерьми посетить город Переславль-Залесский. После посещения Никитского и Даниловского монастырей Его Величеству благоугодно было направиться в Феодоровский женский монастырь, где прибывшие были встречены во Святых воротах игуменией, казначеей и помощницей благочинной. У дороги от Святых ворот к собору стояли сестры монастыря, певчие и воспитывающиеся в монастыре дети-сироты.

    Когда автомобиль с царской семьей подъехал к Святым вратам, при выходе Его Величества с дочерьми матушка игумения приветствовала дорогих гостей. Затем все последовали в соборный храм.

    Дочь государя императора Николая II Ольга
    Дочь государя императора Николая II Ольга. Фото 1914 года.

    Певчие в это время пели "Спаси, Господи, люди Твоя". У входа в храм во имя великомученика Феодора Стратилата прибывших гостей встретили семь священников и хор монастырских певчих (многие певчие этого хора входили в состав императорского хора, который царь Николай II очень любил слушать и даже брал с собой в зарубежные поездки).

    Дочь государя императора Николая II Мария
    Дочь государя императора Николая II Мария. Фото 1914 года.

    Священник осенил Святым крестом императора и великих княжен и окропил святою водою. Причем государь император целовал руку священника, а он у государя. Затем государь император, великие княжны и вся свита при пении "Спаси, Господи, люди Твоя" прошли в собор. Государь император, осматривая собор, проследовал на уготовленное для него место, а затем, преклонив колено пред Феодоровской иконой Богоматери, приложился к ней.

    Дочь государя императора Николая II Анастасия
    Дочь государя императора Николая II Анастасия. Фото 1914 года.

    После этого игумения Евгения взяла Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы, обернутую шелком, с надписью: "В молитвенную память трехсотлетия благополучного царствования Дома Романовых - смиреннейше и верноподданнейше приносят государю императору Николаю Александровичу. Феодоровский женский монастырь". Обратясь к государю императору, матушка Евгения поднесла икону со словами: "Ваше императорское Величество! Слова человеческого нет к выражению той радости и благодарности, которой наполнена моя душа за милостивое посещение нашей обители. Смиреннейше и всепокорнейше прошу принять святую Феодоровскую икону Богоматери, покровительницы нашей". После утвердительного ответа на вопрос, освящена ли икона, Государь приложился к ней.

    После этого Государь с дочерьми проследовали в галерею, где были установлены подношения. Так, игумения, взявши ковер, просила принять его, как работу сестер монастыря, за что Его Величество изволил милостиво благодарить.

    Следующее подношение от игумений: "Ваше императорское Величество, покорнейше прошу передать ея императорскому Величеству государыне императрице Марии Феодоровне Феодоровскую икону Богоматери, шитую золотом, с подписью: «Смиреннейшее приношение государыне императрице от Феодоровского монастыря», и полотно своей работы, которой обучены послушницы монастыря". Для цесаревича были переданы: икона великомученика Феодора Стратилата, шитая, оклад - золотом, а риза - жемчугом, со словами: "Наследнику цесаревичу Великому князю Алексею Николаевичу, смиренное подношение Феодоровского монастыря"; блюдо деревянное, золоченое, чеканной работы, в середине большой орел, а по краям слова: "Его императорскому Высочеству наследнику цесаревичу и Великому князю Алексею Николаевичу"; модель исторической часовни, построенной царем Иоанном Грозным в память рождения на том месте сына его Феодора в 1557 году, и картину императора Петра Великого. Государь принял дары.

    Игумения поднесла Великим княжнам полотенца, шитые гладью, строчкой, и плетеные салфетки с орлом и подписи: "Боже, царя храни!"

    Затем император осматривал старинные вещи: сосуды, кадила, Евангелие, иконы и ризы. После этого, направляясь к выходу, обратно прошел в собор и подошел к месту, куда была принесена на руках больная схимонахиня Елена. Император просил ее благословить. Она, смутившись, не решалась. Но когда император опять повторил то же, она трижды благословила его, причем он поцеловал у схимонахини руку, а она его плечо и чело. После чего просил благословить дочерей. И она трижды благословила их, не давая им целовать руку, но все же княжны целовали ладонь. Поклонившись схимонахине, государь направился к выходу, сказавши, что храм и живопись хорошо сохранились. Здесь, на паперти, узнавши о драгоценном пожертвовании императором священнического облачения бархатного с жемчужным украшением и камнями, игумения благодарила его, а он сказал: "Это от государыни и от меня".

    Из Феодоровского монастыря император с сопровождавшими его направились к селу Веськово, в усадьбу Владимирского дворянства, местечко «Ботик», где хранятся остатки Плещеевской флотилии императора Петра Великого. Приняв собравшихся на площадке усадьбы дворянок и дворян, государь осмотрел «Ботик» Петра I и хранящиеся в том же помещении разные старинные предметы. Затем император последовал к берегу озера, где произвел осмотр сводной сотне астраханских казаков и смотрел учение моряков и «потешных». После этого император проследовал во Дворец, построенный в 1852 году для приема Высочайших особ, где изволил пить чай. Его Величество обратился к дворянам: "От всей души благодарю Вас, господа, за радушный и сердечный прием. Этот день навсегда останется для нас незабываемым". Во время чая играл оркестр гвардейского экипажа. После чая, пробыв некоторое время в саду, милостиво беседуя с дворянами, император отбыл на автомобиле в Петровск».

    В память о первом посещении императором Николаем II Феодоровского монастыря сестры посадили липовую аллею. Эти деревья, как бы пройдя сквозь время, и доныне благоукрашают святую древнюю обитель.

    С ноября 1910 по март 1917 года в Переславле-Залесском должность хирурга и обязанности главного врача городской больницы исполнял Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, будущий исповедник, архиепископ Крымский и Симферопольский Лука. До революции больница принадлежала земству и была в таком жалком состоянии, что в отчетах земской управы и в корреспонденциях владимирских газет долгие годы служила «притчей во языцех». Благодаря энергии В.Ф. Войно-Ясенецкого в короткий срок были выстроены новые корпуса, обновилось медицинское оборудование, улучшилось обслуживание больных, и к 1917 году больницу считали одной из лучших в губернии. Здесь скромный земский хирург, будущий академик медицины, профессор медицины Войно-Ясенецкий подготовил к защите свою докторскую диссертацию «Очерки гнойной хирургии». Дом, в котором жила тогда семья молодого хирурга, находился недалеко от Феодоровской обители. В частном письме Валентин Феликсович писал: «...нашел возможность бывать в соборе (Феодора Стратилата), где у меня свое постоянное место, и это возбудило большую радость среди верующих жителей в Переславле».

    Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский
    Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский.

    С февраля 1912 года до революции 1917 года Войно-Ясенецкий оказывал безвозмездную медицинскую помощь насельницам монастыря.

    Монастырская деловая переписка неожиданно приоткрывает еще одну сторону деятельности врача-бессребреника. Приведем полностью два письма, где упоминается имя доктора Войно-Ясенецкого:

    «Глубокоуважаемая матушка Евгения!

    Так как фактически врачом Феодоровского монастыря состоит Ясенецкий-Войно, я же, по-видимому, числюсь только на бумаге, то я, считая для себя такой порядок вещей оскорбительным, отказываюсь от звания врача Феодоровского монастыря. О каковом своем решении и спешу Вас уведомить.

    Примите уверение в моем совершенном к Вам уважении.

    Врач N.N. 30.12.1911 г.»

    «Во Владимирское Врачебное отделение Губернского правления.

    Сим честь имею покорнейше уведомить: врач N.N. оставил службу при вверенном моему смотрению Феодоровском монастыре в начале февраля, а с оставлением службы врачом N.N. все время подает медицинскую помощь врач Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно. При большом количестве живущих сестер, равно и членам семейств священнослужителей, необходима врачебная помощь и, видя эту нужду монастыря, врач Ясенецкий-Войно подал мне письменное заявление 10 марта - полагать свои труды безвозмездно.

    Феодоровского девича монастыря игумения Евгения».

    Портрет матушки Евгении, свидетельствующий о принятии ею схимы в конце жизни
    Портрет матушки Евгении, свидетельствующий о принятии ею схимы в конце жизни. Художница О.Л. Делла-Вос-Кардовская, 1919 год. Переславский музей.

    Принятие решения о безвозмездной врачебной помощи не могло быть случайным шагом со стороны молодого земского врача. Мать игумения не нашла бы возможным принять подобную помощь от молодого человека, не убедившись прежде, что это желание исходит из глубоких духовных мотивов. Личность почтенной старицы могла произвести сильное впечатление на будущего исповедника веры. Прежде решения должно быть определенное знакомство, узнавание, переросшее во взаимное доверие и расположение. И действительно, из воспоминаний горничной семьи Войно-Ясенецких, Елизаветы Кокиной, в частности узнаем: «Часто его ночью в больницу вызывали. Никогда не сердился, если вызывали. Жили тихо. Раз в месяц приезжала игумения из Феодоровского монастыря - чайку попить». Больница и дом, в котором жила тогда семья молодого хирурга, находились недалеко от Феодоровской обители. В Переславле родился и младший сын Валентина Феликсовича - Валентин. На здании больницы, в память о выдающемся святителе-хирурге в 2002 году была установлена мемориальная доска. Сохранился и дом, в котором жил врач В.Ф. Войно-Ясенецкий.

    24-25 мая 1996 года в Крымской епархии состоялось торжественное прославление святителя Луки. Святые мощи его почивают в Троицком кафедральном соборе города Симферополя. День памяти святителя Церковь чтит 29 мая /11 июня. И для нас особенно дорого, что решительное желание трудов во славу Божию возникло у будущего подвижника Церкви архиепископа Луки именно в Переславле-Залесском, и Феодоровская обитель - первое тому свидетельство.

    Икона святителя Луки
    Икона святителя Луки. 2006 год.

    Завершить эту главу нашего повествования нельзя, не вспомнив благодарно и не воздохнув молитвенно о священнике Феодоровского монастыря протоиерее Александре Ивановиче Свирелине (1830-1906), авторские труды которого пережили все катаклизмы XX века и осветили нам историческое прошлое не только Феодоровской славной обители, но и иных многих святынь древнего Переславля-Залесского.

    Протоиерей Александр Свирелин
    Протоиерей Александр Свирелин. Фото конца XIX века.

    «Полный православный богословский словарь» издательства П.П. Сойкина уже в 1903 году, т.е. еще при жизни А.И. Свирелина, сообщает о нем как об известном духовном писателе-просветителе всероссийского масштаба и перечисляет многие труды его. В их числе: Толковое Евангелие, Курсы Закона Божия, Церковный Устав, Краткая Церковная история, Церковно-славянский словарь и многое другое. Помимо нескольких десятков написанных им историко-археологических книг и брошюр, он разобрал архив Переславского Данилова монастыря, сделал его историко-статистическое описание. Составил также акафист преподобному Даниилу Переславскому, исправил и восстановил службу этому угоднику Божию. Его перу принадлежит акафист и преподобному Никите Столпнику.

    В «Описании Феодоровского женского монастыря в Переславле-Залесском», которое он составил в 1886 году, отец Александр о себе сообщает следующее: « Кандидат богословия Московской Духовной академии и смотритель Переславского духовного училища. В 1858 году произведен во священника Смоленской (Корнилиевской) церкви, а потом, в 1864 году, переведен в Феодоровский монастырь. К 1879 году произведен в сан протоиерея. Имеет медаль... в память войны 1853-1854 годов, камилавку, золотой с украшениями крест по случаю 25-ле¬тия авторской деятельности и ордена святой Анны... и святого Владимира... и дворянскую грамоту потомственного дворянина». Подробнее об отце Александре Свирелине можно прочитать в книге: Священник Н. Флоринский. Пятидесятилетний юбилей педагогической деятельности смотрителя Переславского духовного училища протоиерея Александра Ивановича Свирелина. Владимир, 1901.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос