Возвышение Феодоровской обители при Петре I

Дата публикации или обновления 15.12.2017
  • К оглавлению: Феодоровский монастырь
  • Феодоровский женский монастырь.
    5. Возвышение обители при царе Петре I и царевне Наталье Алексеевне.

    В течение XVIII века во время больших пожаров Переславль выгорал четыре раза почти дотла, тем не менее на купеческие средства интенсивно строятся приходские каменные церкви. Размах храмового строительства удивил даже церковные власти. В резолюции Духовной консистории отмечалось, что в Переславле было «великое множество церквей». Купцы-ктиторы не жалели денег и на украшение храмов. Даже в самых бедных церквях города в это время была серебряная утварь.

    Петр I, Император Всероссиский
    Петр I, Император Всероссиский. Портрет. Неизвестный художник конца XVIII века.

    На этот период приходится и новый расцвет Феодоровского монастыря, который связан с деятельностью в Переславле царя Петра I (1689-1725). Шестнадцатилетний Петр появился в городе в 1688 году с намерением постройки «потешной» флотилии на Плещеевом озере. Но были к тому и причины другого характера. Конец XVII века сложился тревожным для царского дома Романовых. Мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина была второй женой царя Алексея Михайловича. Первая супруга, из рода Милославских, умерла. После смерти царя Алексея Михайловича (1676 г.) Наталья Кирилловна вынуждена была вступить в борьбу с партией Милославских, так как семьи Милославских и Нарышкиных постоянно конфликтовали за влияние при дворе и за право на престол. Стрельцы, поддерживаемые партией Милославских, убили двух родных братьев Натальи Кирилловны; жизнь самой царевны и сына её Петра находилась в опасности. Им неоднократно приходилось уезжать из Москвы - сначала в село Преображенское, а в дальнейшем в город Переславль-Залесский.

    Царевна Наталья Кирилловна Нарышкина
    Царевна Наталья Кирилловна Нарышкина. Портрет. Неизвестный художник конца XVII века.

    В это время в Переславском Феодоровском монастыре поселилась молодая инокиня Наталия Взимкова (1673-1749), «дочь дьяка царицыной мастерской, оружейной палаты, Иоанна Дмитриевича Взимкова» и сверстница Петра I (предполагается, что самые ранние годы детства были проведены ими вместе). Она поступила в обитель в 19 лет. Такое раннее ее монашество подразумевает какое-то особенное обстоятельство, приведшее ее в монастырь. Наталья Ивановна делает в обитель выдающиеся по своей цене и художественной значимости вклады в виде уникально выполненного напрестольного Евангелия, на котором сохранилась надпись: «Построила сие Евангелие... Наталия Взимкова поминовения ради душевнаго благочестивыя государыни царицы и великия княгини Наталии Кирилловны и по своих родителях вечно...», многих икон, крестов, богослужебных сосудов из чистого золота, облачения и денег. Император Петр I имел к ней особое доверие и расположение. Так, в монастырских архивах сообщается, что Император Петр I, отправляясь в 1693 году из Переславля «к морским водам», для благополучного своего путешествия, вручил ей много червонцев, чтобы она употребила их на позолоту иконостаса в соборе Феодора Стратилата, когда он будет приходить в ветхость.

    Цари Петр и Иоанн Алексеевичи
    Цари Петр и Иоанн Алексеевичи. Гравюра. XVII век.

    Немалые пожертвования были получены Феодоровским монастырем и от царской семьи. Вклады в обитель в то время делали цари Иван и Петр (согласно Феодоровской вкладной книге, цари Петр Алексеевич и Иван Алексеевич вложили в монастырь в конце XVII века 100 рублей, ризы, стихарь, орарь и орариновые кружева «с городами», медное паникадило и серебряное кадило, семь белых медных лампад, «двери царские позолочены»), царицы Наталья Кирилловна и Прасковья Феодоровна (супруга царя Иоанна V Алексеевича).

    В связи со строительством Санкт-Петербурга во всей стране царской волей было запрещено каменное строительство (каменщики принудительно собирались в новом городе на Неве), и только в Переславских монастырях оно продолжалось и даже расширялось. В1703 году «две тысячи денег» пожаловала Феодоровскому монастырю сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, и на те деньги в 1710 году был построен заново и на новом месте Введенский храм. Новый храм был теплым и отличался от старого своими размерами. В нем два придела: в честь Знамения Божией Матери и во имя святых мучеников Адриана и Наталии. Иконостас в этом храме был дубовый с позолоченною резьбой, построен в 1873 году при игумений Максимилле. Иконы центрального иконостаса были украшены дорогими ризами. В иконостасах двух приделов этого храма находились иконы, подаренные архимандритом Фотием (Спасским; 1792-1838). «В трапезной этого же храма на столе в киоте» был поставлен Боголюбивый образ Божией Матери - верный список с настоящей Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы.

    Для собора во имя святого великомученика Феодора Стратилата царевна Наталья Алексеевна заказала Иерусалимскую икону Матери Божией (1706 год), которая и доныне сохранена и находится в Переславском музее.

    Иерусалимская икона Божией Матери
    Иерусалимская икона Божией Матери. 1706 год. Происходит из Феодоровского собора. Собрание Переславского музея.

    Царевна Наталья Алексеевна, посещая монастырь, заметила, что престарелые больничные монахини вблизи келий не имели церкви, и пообещала построить для них храм в честь Казанской иконы Божией Матери. По благословению Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского; f 1722) 29 августа 1713 года началось, а в октябре 1714 года было закончено строительство больничного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. При церкви построили больничный двухэтажный корпус с переходом в храм. Новое строительство освящал Даниловский архимандрит Варлаам (Высоцкий; 1665-1737), под опекой которого находилась и Феодоровская женская обитель. Архимандрит Варлаам был духовником сестры царя Петра I - Натальи Алексеевны.

    К середине XVIII века монастырь достигает своего наивысшего расцвета. Богатые вклады давали возможность вести значительное капитальное строительство и оказывать благотворительность. Во владении монастыря находились: Феодоровская слобода, дворовое место в Переславле и Москве, мельница на реке Трубеж, рыбные ловли на озере Ивановское и реке Нерли, более двадцати деревень и сел. В хозяйстве было 23 лошади, 49 коров, 62 овцы.

    Император Петр I имел особенное попечение о монастыре. Здесь он открыл такое ремесло, которым долгое время содержалась большая часть живущих в обители. В 1722 году Император Петр I прислал из села Покровское в Феодоровский монастырь мастериц-прях и инструменты для обучения непостриженных девиц и вдов прядению. Лен доставлялся из казны, а выработанная из него пряжа отсылалась на Екатерингофский полотняный завод. Деньги за работу выдавались в общую монастырскую казну. С этого времени монастырь становится известен своими художественно-ремесленными мастерскими.

    Кроме главного рукоделия - ткания полотен, - в монастыре ткут половики и ковры, шьют гладью и золотом, вышивают xoругви и иконы, делают всевозможные цветы и модели, шьют ризы, белье и обувь, делают мыло, выделывают кирпич и горшки разных фасонов, сами краски составляют, красят и белят, книги переплетают.

    29 июля 1744 года Указом императрицы Елизаветы Петровны в «знатных городах» России были учреждены четыре новые епархии. Крупнейшей из них оказалась Переславская, объединившая 605 церквей и 25 монастырей, в числе которых значились знаменитые Иосифо-Волоколамский, Ново-Иерусалимский и Троице-Сергиева Лавра. К новой епархии были приписаны города Александров, Дмитров, Можайск, Гжатск, Верея, Волоколамск, Руза.

    В 1775 году при Екатерине II была проведена новая губернская реформа. Территория страны была вновь переделана, образованы дополнительные губернии. В 1778 году Переславль стал одним из 13 уездных городов Владимирской губернии. Согласно документам, Переславль в это время превосходил по размерам все города губернии, в том числе губернскую столицу Владимир.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос