Ватопедская икона Божией Матери «Отрада, или утешение»

Дата публикации или обновления 15.12.2017
  • К оглавлению: Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
  • Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом.
    7. Ватопедская икона Божией Матери «Отрада, или утешение».

    25 августа 1997 года в Спасо-Яковлевский монастырь вернулась одна из главных его святынь — келейная икона свт. Димитрия. Это икона Божией Матери Ватопедская, именуемая также «Отрада, или Утешение».

    В свое время икона была привезена свт. Димитрием Ростовским при вступлении на митрополичью кафедру 1 марта 1702 года. О том, как у свт. Димитрия появилась эта икона, существуют три версии. Самая распространенная из них та, согласно которой этот образ является родительским благословением юному Даниилу на монашеский путь. Но все-таки больше оснований имеют две другие, поскольку и сам свт. Димитрий упоминает об этих случаях.

    В своем дневнике он, в частности, записал, что во время визита его в свите гетмана Ивана Мазепы к патриарху Иоакиму в Троице-Сергиеву Лавру 13 сентября 1689 года, последний «благословил мне, грешному, продолжать писанием Жития святых, и дал на благословение мне образ Пресвятой Богородицы в окладе».

    От 16 декабря 1700 года в дневнике святителя помещена такая запись: «Из Великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московский». Образ как знак своего благословения прислал настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Иоасаф Кроковский с братией. Когда-то этот образ царь Алексей Михайлович подарил Киевскому митрополиту Петру Могиле — человеку, которому первому пришла мысль собрать все имеющиеся жития христианских святых и доступно издать их для всеобщего чтения. Это было за полвека до начала работы над этим трудом свт. Димитрия. Петр Могила умер, не успев воплотить свой замысел, но собранные им материалы пригодились свт. Димитрию и были им использованы.

    Таким образом, нельзя наверняка утверждать, как появилась у святителя эта икона. Но если все же отдать предпочтение одной из двух последних версий, то видим, что с иконой «Отрада, или Утешение» связана работа над самым значимым трудом свт. Димитрия — Житиями святых. Перед этой иконой он молился и просил помощи у Пресвятой Богородицы в этом важном и сложном деле.

    У нас имеются все основания утверждать, что просьба о помощи была услышана Богородицей, и Она благословила труд свт. Димитрия. С помощью святых угодников, которые сами помогали свт. Димитрию, являясь ему, с помощью Матери Божией, перед иконой которой он молился во время работы, святителю удалось впервые за всю многовековую историю нашей страны написать столь подробную энциклопедию святости и сделать это на доступном для всех языке. Собирая и критически обрабатывая огромнейший материал, он открыл людям целый мир нравственной доблести, мужества, патриотизма, бескорыстного служения другим. Это было не сухое морализаторство, а живые и яркие примеры того, что нужно искать в жизни и как эту жизнь строить. Он задал вектор, показал идеалы, к которым надо стремиться всем. Ни до, ни после свт. Димитрия никому не удалось собрать такое количество материала и так написать о святых, чтобы труд пользовался такой популярностью, ведь в дореволюционной России эта книга была самой издаваемой и читаемой после Евангелия.

    Перед Ватопедской иконой свт. Димитрий скончался в молитвенном обращении в ночь на 28 октября 1709 года. И после кончины икона продолжала сопровождать святителя. После погребения его в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря она была поставлена рядом с его могилой. После канонизации свт. Димитрия икона «Отрада, или Утешение» всегда находилась рядом с его мощами. Посещавшие монастырь многочисленные паломники, обращаясь за помощью к Ростовскому святителю, молились и перед иконой, которую так почитал свт. Димитрий. И многие получали помощь и исцеления, так что со временем икона Божией Матери стала почитаться как чудотворная.

    Многие посетители монастыря задают вопрос, откуда у иконы такое название. Поэтому не лишним будет рассказать о ее истории. Подлинник иконы находится на Афоне в Ватопедском монастыре. Сам монастырь получил такое название по следующему поводу. Недалеко от места, где сейчас находится этот монастырь, в 395 году во время сильной бури оказался за бортом сын византийского императора Феодосия Ве¬ликого13 царевич Аркадий. Через некоторое время, к огромному удивлению всех, он был найден под кустом на берегу мирно спящим. Разбуженный царевич рассказал, что спасся благодаря чудесной помощи Божией Матери. Узнав об этом, император Феодосии повелел построить на этом месте монастырь. Его назвали Ватопед, что означает в переводе «куст отрока».

    Главной святыней монастыря со временем стала икона Пресвятой Богородицы, названная по имени обители Ватопедской. Прославлению иконы способствовал случай, произошедший 21 января 807 года. В этот день разбойническая шайка укрылась в кустах недалеко от монастыря, имея намерение, как только откроются ворота обители, ворваться, перебить всю братию и поживиться монастырским добром. Но Пресвятая Богородица через Свою икону не допустила этого. Настоятелю монастыря, который совершал у иконы молитвенное правило, был голос, повелевающий не открывать сегодня ворот обители, а взойти на стены и отогнать разбойников. Более того, он увидел поразившую его картину: лики Богоматери и Младенца на иконе ожили. При этом Младенец как бы закрывает Своей десницей уста Пресвятой Девы и говорит: «Нет, Мать Моя, не говори им этого; пусть они будут наказаны». Но Богородица, удерживая руку Сына, еще раз, а потом и еще раз повторила, обращаясь к настоятелю: «Не открывайте сегодня монастырские ворота, но поднимитесь на стены и разгоните разбойников».

    Пораженный ужасом, придя в себя, настоятель созвал братию и рассказал о случившемся. Все вернулись в храм и увидели, что изображения Пресвятой Богородицы и Младенца изменились по сравнению с теми, какими они были раньше. Так и осталась Божия Матерь обращенной ликом к Сыну, удерживающая Его руку от заграждения Своих уст. Тогда братия поспешила на монастырские стены и предупредила нападение разбойников. С этих пор Ватопедская икона стала известна и под именем «Отрада, или Утешение». Она стала одной из самых почитаемых афонских святынь.

    Считается, что появление на Руси списков с чудотворной Ватопедской иконы связано с приездом в 1517 году в Москву монаха этого монастыря прп. Максима Грека. Вызванный великим князем Василием III для перевода и исправления книг, он, вероятно, привез и прориси или списки с главной святыни своего монастыря. Такая версия не лишена оснований, ведь даже память прп. Максима Грека и Ватопедской иконы отмечается в один день.

    Если же говорить о чудотворной иконе Спасо-Яковлевского монастыря, то по сравнению со своим оригиналом она имеет существенную особенность — вместо правой руки, как на подлиннике, Младенец сидит на левой руке у Пресвятой Богородицы. Очевидно, русский иконописец, копировавший Ватопедскую икону, положил кальку наоборот, и получилось зеркальное изображение. Это не удивительно, ведь иконография этого образа тогда была мало известна на Руси.

    Перед чудотворным образом в Спасо-Яковлевском монастыре регулярно совершаются молебны. С какими только просьбами не обращаются к Пресвятой Владычице многочисленные паломники обители, и все, кто обращается с верой, получают отраду и утешение в своих скорбях, нуждах и болезнях.

    Кроме всероссийской памяти этому образу, которая совершается 21 января / 3 февраля, в монастыре чтут и 12/25 августа — день, когда икона, считавшаяся пропавшей в советское время, была возвращена монастырю митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. С тех пор она снова заняла свое привычное место — у мощей свт. Димитрия Ростовского.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос