Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Дата публикации или обновления 15.12.2017
  • К оглавлению: Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
  • Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом.
    6. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский.

    Святой Димитрий (в миру Даниил) родился в декабре 1651 года недалеко от Киева, в небольшом городке Макарове, в семье казака Макаровской сотни Саввы Григорьевича Туптало. Родился святитель в тяжелое время — все его детство и молодость пришлись на военные смуты и разорения родной Украины, которая переживала период самоопределения как государственного, так и церковного. И хотя в 1654 году на знаменитой Переяславской раде, в которой в чине сотника участвовал и Савва Григорьевич, было принято решение о том, что Малороссия выбирает покровительство Московского государства и переходит «под высокую государеву руку», военные действия и разорения не прекращались почти до конца XVII столетия.

    1662 году, после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в прославленную Киево-Могилянскую коллегию, из среды воспитанников которой вышло много знаменитых проповедников, ученых, государственных деятелей и защитников Православия. Проучился здесь Даниил недолго — всего три года, так как за военным временем школа постоянно терпела нужду, разорения, и занятия в ней прекращались. Но он успел основательно ознакомиться с грамматикой греческого, латинского и славянского языков, получить понятия о риторике (искусство говорить речи) и пиитике (искусство стихосложения).

    9 июля 1668 года в неполные 17 лет Даниил принимает монашество в Кирилловском монастыре Киева. Постриг его игумен монастыря Мелетий Дзик, в то время бывший ректором разоренной Киево-Могилянской коллегии. Так Даниил стал Димитрием в честь великомученика Димитрия Солунского. Свт. Димитрий под духовным руководством игумена Мелетия пробыл 14 лет, до самой кончины последнего. После пострига 7 лет провел святитель в Кирилловском монастыре, где, поощряемый ученым игуменом, основное время уделял самообразованию и научным занятиям: много читал, сочинял сам и переписывал по поручению настоятеля книги. Рано обнаружился проповеднический талант свт. Димитрия. Все эти обстоятельства позволили молодому иноку войти в круг наиболее образованных людей своего времени, оказавших влияние на развитие культурной и религиозной жизни Малороссии.

    23 мая 1675 года Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия во иеромонаха и оставил проповедником у себя в Чернигове. За два года служения при архиепископе Лазаре молодой иеромонах стал известен своим живым словом по всем окрестным местам так, что многие обители наперебой стали звать его к себе в качестве проповедника. Поэтому следующие два года иеромонах Димитрий провел в разъездах, проповедуя Слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии — землях, входивших в состав государства Речь Посполита. Надо сказать, что обычай иметь штатных проповедников при кафедральных соборах, братствах и крупных монастырях был характерной чертой православной жизни того времени на этих территориях, чего не было в Великороссии. Вынужденные активно защищать и отстаивать свою веру, теснимые государственной властью и Католической Церковью, православные миряне и клирики Речи Посполитой образовывали братства, открывали школы, издавали просветительскую литературу и выдвигали из своей среды одаренных ораторским талантом людей, которые бы могли грамотным и понятным для всех языком отстаивать православные позиции.

    В феврале 1679 года свт. Димитрий по приглашению гетмана Ивана Самойловича приезжает в Батурин, бывший тогда гетманской резиденцией. Теперь уже святитель получает многочисленные приглашения не только как знаменитый проповедник, но и с просьбами стать настоятелем различных монастырей. Так он становится игуменом сначала Максаковской обители недалеко от Батурина, затем — Никольского Крупицкого монастыря в Батурине. Но такая обремененная шумом и хозяйственными хлопотами жизнь тяготила свт. Димитрия, и в 1684 году он сложил с себя настоятельские обязанности, желая заниматься ученым келейным трудом.

    С этой целью он был вызван в Киево-Печерскую Лавру, настоятелем которой в это время был архимандрит Варлаам (Ясинский), знавший близко свт. Димитрия и высоко ценивший его высокую духовную настроенность, образованность, склонность к уединению и несомненное литературное дарование. По рекомендации настоятеля Собор лаврских старцев поручает игумену Димитрию труд, ставший делом всей его жизни, — составление Четьих-Миней («Книги житий святых») на весь год. И вся дальнейшая жизнь святителя была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать жизнеописания всех святых, живших за семнадцать веков христианства, проанализировать множество разрозненных источников и изложить все это языком достойным и одновременно живым и доступным для всех верующих.

    Святые, жизнь которых описывал свт. Димитрий, сами помогали ему, являясь во сне, укрепляя и указывая, как правильно изложить их подвиги, о чем свидетельствует святитель в своем дневнике. Но посвятить себя целиком только проповеднической и научной работе свт. Димитрию не удалось — гетман и новый митрополит Киевский Гедеон (Святополк-Четвертинский) убедили его вновь стать настоятелем Никольского Батуринского монастыря. В период с 1686 по 1700 год святой Димитрий был настоятелем пяти монастырей уже в звании архимандрита. За это время свт. Димитрий стал известен не только своим трогающим слушателей словом, но и как очень милостивый настоятель, помогающий окрестным беднякам в неурожайные годы как из монастырских запасов, так и из личных средств, чем еще больше привлек к себе сердца людей.

    В 1700 году Варлаам (Ясинский), ставший к тому времени митрополитом Киевским, получил указ императора Петра I, которым поручалось ему найти ученого и способного к миссионерской деятельности человека для занятия митрополичьей кафедры в Тобольске, бывшем центром обширнейшей Сибирской епархии. По рекомендации Варлаама (Ясинского) был избран архимандрит Димитрий. В 1701 году указом Петра I он был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую кафедру. Но через некоторое время из-за важности возложенного на него научного труда и слабого здоровья святитель получил назначение в Ростов Великий, куда и прибыл 1 марта 1702 года в качестве нового митрополита на место скончавшегося Иоасафа Лазаревича.

    Прибыв на Ростовскую кафедру, прежде всего он посетил незначительный и бедный монастырь святителя Иакова. В древнем Зачатьевском соборе он указал на правой стороне место своего будущего погребения, сказав словами из Псалтири: «Се — покой мой, здесь вселюсь в век века». Последние силы и здоровье, крепостью которого он никогда не отличался, положил святитель для просвещения местного населения. Просвещать и учить основам православной веры и нравственности пришлось не только простых людей, но и священников. Свт. Димитрий много ездит и ходит пешком за неимением транспорта по обширной епархии, не оставляет научные труды. Можно только удивляться, где он находил силы и время, чтобы закончить двадцатилетний труд составления Житий святых. В Ростове же им написаны и «Келейный летописец», более известный как «Синопсис», и «Розыск о брынской вере» — книга, обличающая заблуждения старообрядцев. В ней святитель, в частности, выступил с обличением такого ужасного явления, как массовые самосожжения ревнителей старых обрядов.

    В ростовский период сказаны самые трогательные и известные проповеди святителя. В Ростове он открыл свою знаменитую школу для детей всех сословий и содержал ее частично за государственный, частично за свой счет. Он много помогал бедным и обездоленным. И все это в условиях крайней скудости архиерейского хозяйства! При ужасающем невежестве и грубости нравов никого жестоко не наказывал, не ссылал в отдаленные монастыри, как это было тогда принято в России, не увеличивал налоги в пользу архиерейского дома с подвластного ему населения и священства.

    Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. По его кончине у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей. Несмотря на желание святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего Местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана (Яворского) совершить погребение в соборном Успенском храме, рядом с предшественниками свт. Димитрия. Но митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении его в Зачатьевском соборе Яковлевского монастыря. Обретение мощей свт. Димитрия состоялось в правление Елизаветы Петровны, в 1752 году. В связи с многочисленными зафиксированными исцелениями от мощей в первый день Пасхи 1757 года последовал указ императрицы, а затем и Синода о причислении святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к лику святых. Празднование его памяти было установлено 28 октября / 10 ноября (в день преставления) и 21 сентября / 4 октября (в день обретения мощей).

    В настоящее время мощи свт. Димитрия Ростовского пребывают в Спасо-Яковлевском монастыре. Как при жизни святого к нему обращались бедные, обиженные и обездоленные люди, так и по смерти он помогает всем сирым и убогим, нуждающимся в милости и помощи в тяжелых жизненных обстоятельствах.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос