Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский

Дата публикации или обновления 15.12.2017
  • К оглавлению: Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
  • Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом.
    3. Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский.

    Писать о жизни при. Авраамия сложно. Письменные свидетельства, современные жизни самого святого, отсутствуют — картина типичная для большинства русских святых, живших во времена седой древности. Самое раннее Житие прп. Авраамия написано в XV веке — то есть прошло слишком много времени после его кончины. И, судя по всему, автор этого Жития пользовался только устными преданиями о святом, которые дошли до его времени. Согласно этому Житию прп. Авраамий жил во времена князя Владимира, крестителя Руси. Но если анализировать другие известные тексты, то можно сделать вывод, что преподобный жил во времена Владимира Мономаха (вторая половина XI века). Исходя из противоречивых известий жития, можно заключить, что святой жил в XII и даже в начале XIII века.

    Суммируя сведения из различных списков Жития прп. Авраамия, о нем можно рассказать следующее. Родился он в городе Чухломе и звали его Иверк. Судя по всему, принадлежал он к какому-то финно-угорскому племени, может быть к чуди. Долгое время он был парализован и поэтому прикован к постели. Когда же ему было 18 лет, к ним в дом зашли благочестивые новгородцы, которые много рассказывали о Господе Иисусе Христе и о бываемых исцелениях по вере в Него.

    После ухода таких необычных в их доме гостей Иверк задумался над тем, что у его отца в доме много богов, но сколько он не обращался к ним за помощью, они не помогли. А вот новгородцы верят в одного Бога, и Он им много помогает. Тогда Иверк решил про себя просить Бога новгородцев об исцелении, дав обет в случае выздоровления служить Ему до конца дней. «По вере вашей да будет вам», — говорит Христос в Евангелии (Мф. 9:29). Очевидно, велика была вера болящего и твердо его намерение, поскольку он получил просимое. В тот же день Иверк ушел из дома, чтобы найти людей, которые бы смогли объяснить ему, как он может послужить Богу.

    Этот эпизод из жизни преподобного служит хорошим примером того, как быстро посылается помощь от Бога тем, кто с искренней и твердой верой просит этой помощи.

    Между тем Иверк пришел в Валаамский монастырь, где настоятель сначала крестил его с именем Аверкий, а через некоторое время постриг в монашество с именем Авраамий. Таким образом юноша исполнил свой обет, — приняв монашеский постриг, он целиком и полностью посвятил свою жизнь Тому, Кто послал ему не только обновление сил телесных, но и духовных.

    Живя в обители, Авраамий проводил дни в трудах и воздержании. Через некоторое время, видя его смиренную и подвижническую жизнь, настоятель и братия стали слишком почитать его. Тогда преподобный, чтобы не возомнить о себе и не впасть в гордость, решил тайно покинуть родной монастырь.

    По благоволению Божию пришел он к Ростову. Здесь поселился в хижине на окраине, называвшейся Чудский конец (то есть населенный чудью — одним из финно-угорских племен). Можно предположить, что прп. Авраамий неспроста выбрал именно этот район города, населенный язычниками, может быть, его соплеменниками. Ведь когда-то и он также жил, но сейчас, когда он познал истинного Бога, жизнь его обрела глубокий смысл. Естественно, этим хочется поделиться с другими. Но как?

    Очень тяжело неверующему человеку, если сердце его не открыто для слышания, рассказать словами о том, что так перевернуло твою внутреннюю жизнь. Как объяснить, в чем разница между тем, кто поклоняется каменному или деревянному идолу, и тем, кто всегда носит имя Божие в своем сердце, кто поклоняется Богу «в духе и истине» (Ин. 4:23)? Лучшим свидетельством о новой, совершенно другой жизни будут не столько правильные слова, сколько дела и поступки. И еще нужно заметить, что для простых и грубых обитателей Чудского конца того времени важно было показать, какую власть имеет Бог христиан в сравнении с их богами. Ведь для них какой Бог сильнее, тот и есть настоящий.

    Именно поэтому прп. Авраамий долго и усиленно молился, чтобы Господь через него явил Свою силу и помог сокрушить каменного идола Белеса, которому поклонялось все население Чудского конца. Но удалось ему это не сразу, так что преподобный был в недоумении, что же ему делать.

    На примере прп. Авраамия в данном случае видим, что даже святые не всегда сразу получали просимое. Так Господь нас учит, что в обращении к Нему часто надо потрудиться, приложить усилие. Это вырабатывает смирение и терпение.

    Вот и прп. Авраамий не сразу получил помощь. Но однажды, сидя в печали, увидел он старца. После приветствий Авраамий спросил, откуда тот идет. «Я родом из Царь-града, в земле вашей пришелец и странник. А почему ты печален и сидишь близ этого идола?» — спросил старец в свою очередь. Авраамий поделился своей скорбью. «Тебе надо пойти в Царьград, разыскать дом5 Иоанна Богослова. Помолись там перед образом святого апостола и тогда получишь помощь, — сказал пришелец. — И не печалься о долгом пути. Господь сократит путь твой».

    Собравшись в дорогу и выйдя из города, Авраамий при переходе через речку Ишню повстречал еще одного старца. Вид его внушал уважение и страх: он был почти без волос, с большой бородой, в руке держал трость. «Возьми эту трость и возвратись назад. Ударь ею истукана Белеса во имя Иоанна Богослова, и окаянный обратится в прах», — сказал незнакомец и исчез. Блаженный Авраамий понял, что это был сам апостол Иоанн Богослов.

    Он возвратился назад и сделал так, как говорил ему святой. От прикосновения идол тотчас же рассыпался. Через некоторое время на этом месте прп. Авраамий построил храм в честь Богоявления Господня. А еще через некоторое время к нему собрались те, кто по его примеру решил посвятить жизнь свою Богу. Так возник Авраамиев Богоявленский монастырь — одна из древнейших обителей нашей страны. Впоследствии по повелению царя Иоанна Грозного и на его средства был построен каменный Богоявленский собор, который сохранился до наших дней. Тогда же, незадолго до похода на Казань, царь забрал из монастыря жезл, которым преподобный сокрушил идола.

    На месте встречи ап. Иоанна Богослова и прп. Авраамия впоследствии также был построен храм, а возникшая вокруг него деревня так и называется до сего дня Богослов. Храм в честь апостола Иоанна Богослова хорошо виден с Московской дороги. Построен он без единого гвоздя во второй половине XVII века и является единственным столь древним деревянным храмом, сохранившимся в Ярославской области.

    При всей неопределенности и сомнениях в достоверности многих сведений из жизни прп. Авраамия в его житии много назидательного. И не столь важно, в какое время он точно жил. Важно то, что до наших дней сохранились его святые мощи, и мы имеем еще одного предстателя за нас перед Богом, имеем возможность обращаться к преподобному со своими просьбами. А он их слышит и помогает. Это подтвердят насельники Спасо-Яковлевского монастыря, в котором почивают мощи святого.

    Память прп. Авраамия Ростовского празднуется 29 октября/11 ноября. К прп. Авраамию Ростовскому обращаются за помощью в самых разных нуждах. Особенно рекомендуется молиться ему тем, кто переживает о неверии своих близких; тем, кто страдает расслаблением тела (параличом). Также молятся преподобному об отгнании от человека темной силы.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос