Святитель Леонтий, епископ Ростовский

Дата публикации или обновления 15.12.2017
  • К оглавлению: Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом
  • Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом.
    2. Святитель Леонтий, епископ Ростовский.

    Как уже говорилось, святитель Иаков был не единственным епископом Ростова, которого жители изгнали из города. Так, за триста лет до него эта участь постигла святителя Леонтия. Изгнанный жителями, он поселился за городом практически на том месте, где впоследствии возник Яковлевский монастырь.

    Сейчас о месте подвигов святителя Леонтия напоминает скромный деревянный крест, находящийся под стенами Спасо-Яковлевского монастыря, напротив колокольни. Со времен свт. Леонтия простоял на этом месте храм, разрушенный в советское время. Когда-то святой Леонтий, епископ Ростовский, был одним из самых почитаемых русских святых, а сейчас житие его мало кому известно.

    К сожалению, сведения о нем весьма скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Святитель Леонтий почитается первым христианским миссионером в Северо-Восточной Руси, поскольку именно ему первому удалось обратить ко Христу небольшое число ростовских жителей, которые приняли крещение не по принуждению, а искренне и добровольно, став, таким образом, той закваской, из которой вера православная стала распространяться по огромной окраинной территории Руси.

    Сохранилось значительное число списков с житием свт. Леонтия — более двухсот, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти существуют в различных редакциях, сведения в которых иногда различны вплоть до полного несовпадения.

    Самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия — в период княжения Андрея Боголюбского. Согласно этому Житию, свт. Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком, а за великие добродетели был поставлен епископом в Ростов.

    Но имеются и другие сведения. Из послания епископа Владимирского Симона, постриженника Киево-Печерского монастыря и одного из авторов Печерского патерика, известно, что святой Леонтий также был постриженником и подвижником этой древней прославленной обители еще при жизни святых Антония и Феодосия, следовательно, был русским. Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Он первый из печерских иноков удостоился быть призванным на высокое епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из постриженников прп. Антония — Илларион, митрополит Киевский. Вот как пишет епископ Симон о свт. Леонтии: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов... Первый — Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престолъник, которого неверные много мучили и били, и он стал третьим гражданином русского мира, получив вместе с двумя варягами венец от Христа».

    Исследователи, как правило, отдают предпочтение сведениям патерика. Дело в том, что Житие святителя Леонтия было создано, как сказано выше, в период правления князя Андрея Боголюбского, и, вероятно, по его инициативе. А он в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Можно, следовательно, полагать, что автор Жития, называя святителя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева.

    Попробуем представить, в какой обстановке жил и подвизался свт. Леонтий в Ростове, оказавшись здесь епископом тогда, когда не прошло еще и ста лет со времени принятия Русью христианства. Для этого необходимо совершить небольшое путешествие в историю Ростовской земли.

    В числе немногих русских городов Ростов впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 8б2 годом, о котором говорится, что быв призван на Русь, Рюрик «раздая мужам своим грады... овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро». Но возник Ростов на берегах озера Неро значительно раньше, что подтверждается археологическими данными.

    На этой территории издревле обитало финно-угорское племя меря. Ростов возник на месте рядового мерянского поселка в тот период, когда еще существовал на склоне своей трехвековой истории мерянский центр — Сарское городище, остатки которого находятся в 14 км от современного города.

    В IX-X веках на ростовские земли хлынула волна славянского населения из районов Новгорода, а позднее Днепра. Здесь происходил долгий и сложный процесс смешения славянского населения с местными племенами, который привел к созданию качественно нового этнического образования. Славянское поселение долгое время сосуществовало рядом с мерянским, что подтверждается археологическими материалами. Постепенно расширяясь, оно вобрало в себя поселение мери, став значительным по размерам городом. Город этот располагался на берегу судоходного озера и посредством реки Которосль имел связь с Волгой, что быстро превратило его в крупный центр ремесел и торговли.

    В 988 году князь Владимир распределил уделы среди своих двенадцати сыновей. Ростов достался Ярославу, впоследствии прозванному Мудрым. Недолго княжил здесь и брат Ярослава — св. страстотерпец Борис. Но вообще город мало привлекал князей, так как находился на окраине политической жизни того времени. После смерти Бориса Ярослав, будучи уже великим князем Киевским, до конца жизни удерживал Ростов за собой. После смерти Ярослава Ростовская земля переходит к его сыну Всеволоду, а после к внуку — Владимиру Мономаху.

    То, что связь далекой Залесской земли с Киевом долгое время оставалась слабой, послужило поводом для усиления позиций местного боярства. Своеобразие здешней жизни состояло еще и в том, что коренное население этих территорий до ассимиляции со славянскими переселенцами управлялось своими старейшинами и жрецами, а также межплеменным советом, который впоследствии превратился во всеобщее собрание горожан — вече.

    Таким образом, сильны и независимы были в Ростове позиции бояр. Да и местные племена, сосуществуя и смешиваясь с пришлыми, не привыкли к подчинению княжеской власти. Богатство и военная сила давали возможность ростовским боярам безгранично властвовать на этих землях и составлять оппозицию удельным князьям не только в X-XI веках, во времена свт. Леонтия, но и много позже.

    15 июля 989 года произошло крещение жителей Ростова. В память об этом на месте крещения — впадении речки Пижермы в озеро Неро — была поставлена «обыденная» (построенная в один день) церковь свв. Кирика и Иулиты, память которых празднуется в этот день. Через два года, в 991 году, из Киева сюда прибывает первый епископ Федор, грек по происхождению. С этого времени Ростов становится церковным центром обширнейшей территории. Она включала в себя современную Ярославскую, Московскую, Владимирскую, Ивановскую, Вологодскую, Костромскую области. Не вытерпев упрямства и вражды местного населения, епископ Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город. О епископе Федоре граф Толстой в своей «Истории Русской Церкви» добавляет: «Святитель Феодор... построил в Ростове дубовый соборный храм в честь Успения Богородицы. Он вытерпел много разных оскорблений от грубых язычников и в 992 году принужден был удалиться из Ростова в Суздальский край, находившийся в пределах его епархии. Время кончины сет. Феодора неизвестно. Мощи его открыто почивают в Суздальском соборе».

    Итак, предшественники свт. Леонтия, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, покинули город. Зная сильные вечевые традиции Ростова, можно предположить, что епископов вынудили удалиться. Таким образом, святитель Леонтий первым стал утверждать христианство в этом краю и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в настоящее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при свт. Леонтии и он был ее первым епископом.

    Житие сообщает, что свт. Леонтий знал язык племени меря. Если это так, то местные племена имели возможность слышать проповедь о Христе на понятном языке, а святитель уподобился свв. Кириллу и Мефодию, которые первыми положили в основу своего миссионерства проповедь на родном для народа языке. Подтверждение тому, что труды свт. Леонтия приравниваются церковным преданием к трудам свв. Кирилла и Мефодия, находим в литургическом творчестве Церкви — в богослужебных песнопениях свт. Леонтий называется равноапостольным.

    О проповеди христианства среди язычников Житие святителя рассказывает так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

    Будучи изгнан жителями Ростова, свт. Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь св. Архистратига Михаила. Это, кстати, может служить еще одним доказательством того, что святитель был постриженником киевского монастыря — известно, что киевляне особо почитают Архангела Михаила, считая его покровителем своего города.

    Поселившись за городом, свт. Леонтий обратился к детям. Он приглашал их к себе, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе и вере в Него. Так устроил Господь, что через этих детей обратились к истинной вере и родители.

    То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», — изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ повелел находившимся с ним священникам облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе и ужасе: «И, увидев его, упали все замертво». И не могли подняться, или боялись. После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили свт. Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев к Свету еще было очень далеко, но начало было положено.

    Далее Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи более склонны доверять этому источнику. Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-1076 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Вот как в переложении на современный русский язык выглядит сообщение об этом возмущении: «Когда случился неурожай в Ростовской области, явились туда два волхва из Ярославля, говоря: "Мы знаем, кто урожай удерживает". И пошли они по Волге, и где приходили в селение, указывали на знатных женщин, говоря: "Вот эта хлеб таит, а та мед, а эта — рыбу, а эта — меха"... И убивали многих женщин, а богатства их отбирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними иных людей триста. В это время случилось Яну, сыну Вышатину, собирая дань, прийти от князя Святослава из Чернигова. Поведали ему белозерцы, что два кудесника убили многих женщин по Волге и по Шексне, и пришли сюда. Ян же, расспросив, чьи они смерды, и узнав, что они смерды его князя, послал к тем людям, которые были с волхвами, и сказал им: "Выдайте мне волхвов, потому что они смерды мои и моего князя"».

    Это было уже второе после Крещения Руси активное выступление волхвов в Ростовской земле, о котором упоминают летописи. Первое было в 1024 году. На основании этого можно сделать вывод, что язычество имело здесь крепкую опору. Потому и пришли возмутители именно сюда, и им легко удалось увлечь народ, и именно из ростовцев состояло их «ополчение» в триста человек, пришедших на Белоозеро.

    Точно нельзя указать дату кончины свт. Леонтия, но скончался он, во всяком случае, до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ свт. Исайя.

    Мощи святителя Леонтия, как и его преемника свт. Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. Первоначально была заложена небольшая церковь, как рассказывает Житие. «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот при копании рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. После этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи святителя были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в Ростовском Успенском соборе.

    Церковь празднует память святого 23 мая/5 июня, в день обретения мощей.

    Свт. Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.

    Далее
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос