Летопись Боголюбской обители

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Свято-Боголюбский монастырь
  • Свято-Боголюбский монастырь.
    Глава IV.
    9. Летопись Боголюбской обители.

    Летопись Свято-Боголюбовского монастыря была составлена игуменом Аристархом, управлявшим обителью с 29 октября 1762 года по 9 февраля 1767 года. В связи с рядом обстоятельств он был вынужден оставить должность игумена и, взяв крест, ушел в Москву (тж. был посвящен во игумены с должности казначея Архиерейского дома в Москве). В декабре 1770 года игумен Аристарх был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, где и скончался в январе 1775 года в возрасте 58 лет. После его кончины была найдена рукопись летописи Свято-Боголюбской обители. В ней отражены основные моменты жизни монастыря, указаны даты всех татарских набегов, разорявших град Владимир и его окрестности, описаны грамоты, подтверждающие царские милости Свято-Боголюбскому монастырю.

    Приведем некоторые записи из монастырской летописи.

    В 1215 г. скончался живший на покое в Боголюбском монастыре свт. Иоанн, еп. Ростовский и Суздальский, который был погребен у стен Богородице-Рождественского храма вместе с прочей братиею.

    23 ноября 1263 года в Городце на обратном пути из орды скончался вел.кн. Александр Невский (приняв перед смертью иноческое пострижение с именем Алексий). Тело его было привезено и положено в Боголюбском монастыре. Сюда же прибыли из Владимира извещенные о его кончине митрополит Владимирский Кирилл со множеством духовенства и народ. Взяв гроб с телом благоверного князя, они с честью понесли его во Владимир, где отпели и погребли останки князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы в мужском монастыре.

    В 1360 г. Боголюбский монастырь посетил Московский митрополит свт. Алексий, основавший тогда же в соседнем с. Добром (ныне район г. Владимира) Константино-Еленинский монастырь.

    После 1364 г. свт. Иоанн, еп. Суздальский, удалился на покой в Боголюбский монастырь, где и скончался в 1373 г. (был погребен в кафедральном соборе г. Суздаля, где позднее были обретены его нетленные мощи).

    В 1-й трети XVI в. монастырь получил права на рыбные ловли в р. Клязьме. Жалованной грамотой царя Михаила Федоровича от 28 июля 1619 г. монастырю предоставлялось право собирать деньги за перевоз через р. Нерль близ с. Добрынского, а в 1634 г. монастырь был пожалован посадным двором во Владимире. Одним из важнейших источников обеспечения монастыря была руга (в Русском государстве IX-XVI вв. — гос. жалованье духовенству, выдававшееся хлебом, иногда деньгами).

    В январе 1643 г. по пути на богомолье во Владимир Боголюбский монастырь посетил патриарх Иосиф, а в январе 1653 г. — патриарх Никон. Они присутствовали на богослужении и одарили братию милостыней.

    В августе 1717 года в Боголюбской обители на богомолье была опальная царица Евдокия Федоровна (Лопухина). Она пожертвовала на украшение древней Боголюбской иконы свои золотые серьги с подвесками из жемчуга и драгоценных камней.

    А в 1720 году Боголюбский игумен Аверкий (родом из Боголюбовских служителей; посвященный во игумены из иеромонахов Московского Покровского монастыря) взят под стражу и увезен в Петербург в Тайную канцелярию «за возношение имени Евдокии Федоровны царицею и за принятие Ея Величества по Царскому достоинству с благовестом и звоном». По тому же делу были взяты в Петербург из Боголюбского монастыря 8 иеромонахов и монахов и 7 человек монастырской прислуги. В застенках Тайной канцелярии игумен Аверкий провел 7 лет, после чего был возвращен в Боголюбовский монастырь.

    1851 год был ознаменован чрезвычайно печальным происшествием. 20 мая, в 4 часа дня, во время прохождения крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери через мост над оврагом, отделяющим с. Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился и множество людей упало в овраг с высоты 18 аршин (~ 12,6 метра). При падении моста погибло около 160 человек. Все они были отпеты Боголюбовским архимандритом Феофилом с братией и погребены в юго-восточной части монастыря, в конце монастырского сада, у стены.

    Ко кресту с той и другой стороны могилы были прибиты иконки Боголюбивой Божией Матери, и перед ними повешены лампадки, зажигаемые под воскресные и праздничные дни. Пониже иконок находились списки погребенных. Внутри решетки посажены по углам четыре пахучих тополя. Против этой могилы с восточной стороны сада в каменной ограде была устроена из железных прутьев дверь, чтобы проходящие мимо этого места видели могилу и возносили молитвы о упокоении в ней почивающих. Дверь отпиралась каждый раз при обхождении монастыря с крестным ходом, через нее заходили монахи и священнослужители, и тут совершалась лития по усопшим.

    В Боголюбском монастыре за долгую историю его существования погребались многие именитые лица, но поскольку не сохранилось практически никаких древних рукописей — нет возможности установить имена всех почивших.

    Далее
    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100