Стояние за Веру

Дата публикации или обновления 15.12.2016
  • К оглавлению: Свято-Боголюбский монастырь
  • Свято-Боголюбский монастырь.
    20. Стояние за Веру.

    О судьбах насельников Боголюбского монастыря известно крайне мало. Настоятель обители, архимандрит Александр, скончался мученически. Принял от рук безбожников мученическую кончину и иеромонах Боголюбского монастыря Владимир. Келья его находилась под Благовещенским храмом в юго-западном углу. После разгона монастыря он служил в селе Павловском Суздальского района и как-то на Пасху обходил дома своих прихожан. Зайдя в один из домов, он увидел на стене рядом с иконами портрет Ленина и стал укорять хозяина за такое кощунство. (Возможно, что портрет и был повешен именно с целью спровоцировать священника на обличение.) И за это о. Владимир был расстрелян.

    Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). Из послужного списка: родился он в 1882 году в семье крестьян, обучался в церковноприходской школе, поступил послушником в Александро-Свирский монастырь 1 июля 1911 года, перемещен в Яшеезерскую пустынь 4 апреля 1913 года, где и пострижен в монашество 22 июня того же года. Рукоположен в иеродиакона 12 мая 1913 года, перемещен в Боголюбовский монастырь 4 сентября 1914 года.

    В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. Поскольку в Усть-Выми было очень трудно тогда достать продовольствие, то епископ Афанасий послал о. Дамаскина в отстоящий в 35 верстах от города женский монастырь за продуктами. Но достать продуктов не удалось, зато он возбудил подозрение, и через день после возвращения о. Дамаскина из поездки в комнате у еп. Афанасия был произведен обыск. Конфисковали облачения, богослужебные сосуды, церковные свечи и церковное вино. 3 июля иеродиакона Дамаскина арестовали.

    Его обвинили в том, что, во-первых, он привез еп. Афанасию облачения, которые могут смущать народ (хотя богослужение совершалось на квартире только для ссыльных), а во-вторых, что по приезде не явился в ГПУ (хотя он сходил в отделение милиции и получил право на жительство). 4 июля его препроводили в тюрьму г. Усть-Сысольска, но вскоре о. Дамаскин был освобожден по письменному прошению владыки, направившему заявление прокурору Коми-области. Еп. Афанасий и о. Дамаскин поселились в пригороде г. Усть-Сысольска Искаре. СИ. Фудель в своих воспоминаниях пишет: «Они занимали одну большую светлую комнату. В ней был стол, два небольших диванчика, стоявших за занавесками спинками друг ко другу, и в углу у икон небольшой столик, служивший престолом для Литургии. /.../ О. Дамаскин, келейник, был человек исключительно преданный ему /еп. Афанасию — ред./, но человек болезненный. Иногда у него делались какие-то приступы неудержимой тоски. Он тогда от всех убегал, странствовал где-то по улицам и полям, неодетый, без шапки. Приходилось его искать и вести домой. /.../ Молящимся мы его /еп. Афанасия/ видели только во время всенощной и обедни, но, конечно, они с о. Дамаскинвш ввшитвшали все установленные на день службы богослужебные правила».

    В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием во иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

    В феврале 1925 года они вернулись во Владимир. Иеромонах Дамаскин служил в Троицкой церкви г. Владимира, бывшей кафедральным храмом еп. Афанасия. В этом храме он отпевал мать святителя, Матрону Андреевну, скончавшуюся 29 ноября 1930 года. (Еп. Афанасий в это время был в Туруханской ссылке.) Отец Дамаскин был арестован 3 ноября 1931 года и осужден на срок предварительного заключения и выпущен, а 23 апреля 1932 года арестован вновь и приговорен к трем годам ссылки в Северный край.

    С 1935 года о. Дамаскин проживал в г. Рыбинске Ярославской области. Служил тайно в с. Кстово вместе со святителем Василием (Преображенским). 5 ноября 1943 года они были арестованы по обвинению в том, что являлись сторонниками Истинной Православной Церкви, вели активную антисоветскую деятельность и организовали подпольную домашнюю церковь. Свт. Василий был приговорен к пяти годам ссылки, скорее всего о. Дамаскин был сослан вместе с ним. По окончании срока ссылки он добровольно остался жить в Усть-Сысольске, откуда в 1955 году приезжал навестить еп. Афанасия, жившего в Тутаеве. В ночь на 17 июня о. Дамаскин уехал от еп. Афанасия в Рыбинск, а 18 июня скоропостижно скончался.

    Еп. Афанасий описывает блаженную кончину о. Дамаскина в письме к протоиерею Иосифу Потапову от 24 июня 1966 года: «По приезде в Рыбинск о. Дамаскин был бодр и жизнерадостен. Обошел многих своих знакомых. Вечером по своему обыкновению рано лег спать. Утром около 3-х часов хозяйка услыхала стон. Подошла к нему. Он еще раз простонал и испустил дух. Ни на что не жаловался, только говорил, что очень устал от езды и хотел поскорее возвратиться домой. Его анатомировали. Говорят: сердце совсем износилось. Врачи думали, что он только что возвратился из лагеря. Отпевание было 21-го. Было много народа, много слез. Отпевали три священника полным монашеским чином».

    Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, по благословению которого женился, и епископ Афанасий сам совершал его венчание, а затем и посвятил в сан священника.

    Многие из братии разъехались по своим домам и родственникам, у кого же их не было — вели скитальческую жизнь. Одна из пожилых прихожанок вспоминала, что в середине 30-х годов, когда она училась в школе (школа тогда занимала большой братский двухэтажный монастырский корпус), как-то вечером в темном коридоре она столкнулась с пожилым бородатым мужчиной, одетым в белый холщовый подрясник. Мужчина был худой и высокий. Завидев девочку, он быстро ушел по лестнице наверх. Она же, испугавшись, побежала в класс, и учительница рассказала ей, что действительно, на чердаке и в подвалах школы живут несколько монахов из разогнанного монастыря. Некоторые из учителей их также случайно видели, а, возможно, кто-либо из богобоязненных сторожей и уборщиц приносил им тайно продукты и одежду.

    Вот все, что нам пока известно о судьбе монастырской братии. Поэтому просим Вас, боголюбивые читатели — если кто располагает более подробными сведениями — поделиться этой информацией с нынешними насельниками обители.

    Далее
    В начало

    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100