Посещение Боголюбской обители царём Николаем II

Дата публикации или обновления 15.12.2015
  • К оглавлению: Свято-Боголюбский монастырь
  • Свято-Боголюбский монастырь.
    12. О посещении Боголюбской обители царем Николаем II с семьей.

    В 1913 году Россия торжественно отмечала 300-летие Дома Романовых (1613-1913 гг.). В обширную программу мероприятий было включено высочайшее посещение старинных русских городов: Владимира, Суздаля и Переславля-Залесского, входивших в состав Владимирской губернии. Эта поездка была ознаменована поистине мистическими совпадениями.

    Во Владимир Государь император Николай II с семьей прибыл 16 мая. На перроне его торжественно встречали депутации: от Владимирской ученой архивной комиссии, Владимирского Купеческого общества, Владимирского Мещанского общества, Владимирской общины старообрядцев, Инославного духовенства и других организаций и обществ. От имени Владимирской еврейской общины Его Императорскому Величеству представились трое: купец Фридландер, мещанин Коиль и полоцкий мещанин Свердлов. (Через пять лет человек с фамилией Свердлов отдаст приказ казнить русского царя.)

    После осмотра святынь и достопримечательностей г. Владимира Николай II с дочерьми на легковом автомобиле проследовал в Суздаль, а царица с наследником осталась в губернском городе (цесаревич был нездоров). В Суздале высокие гости побывали в городском соборе Рождества Пресвятой Богородицы и в монастырях, поклонились местным святыням и мощам святых, могиле князя и боярина Димитрия Михайловича Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре.

    Далее было посещение села Боголюбова — колыбели самодержавия. В 7.45 вечера (по местному времени) высочайшие особы прибыли к Боголюбову монастырю при громких и одушевленных приветствиях учащих и учащихся церковных и земских школ, фабричных и собравшихся во множестве окрестных и местных обывателей, при колокольном звоне и звуках музыки Боголюбовского пожарного общества. Встреченный за св. вратами Высокопреосвященным Николаем со св. крестом и Преосвященным Евгением, епископом Юрьевским, настоятелем Боголюбова монастыря, в полном облачении, Его Императорское Величество с августейшими дочерьми проследовал чрез св. врата в новый соборный храм обители. Здесь Высокопреосвященный Николай приветствовал высочайших особ краткой речью:

    «На месте, Господом Богом и Пречистою Материею Божиею возлюбленном, дерзаю от полноты сердца благожелать, да будеши, Богом Венчанный и Превознесенный Государь наш Самодержец, всегда Богом и Пречистою Материею Божиею возлюблен — вместе с Богом Венчанными супругою и родительницею, с наследником цесаревичем, дщерями вашими и всем домом царственным!»

    Приложившись ко св. кресту и приняв окропление св. водою, Его Императорское Величество с великими княжнами проследовали к уготованному для них месту против чудотворной иконы Боголюбивой Божией Матери, где отстояли молебен с обычным Царским многолетием. Затем царь с августейшими дочерьми, выслушав от Высокопреосвященного Николая сообщение о чудотворной иконе, прикладывался к ней и к надгробию с частицею св. мощей св.блгв.вел. князя Андрея Боголюбского. Настоятелем обители, Преосвященным Евгением, была поднесена Его Величеству икона (копия чудотворной иконы Боголюбивой Божией Матери), со словами: «Как бы из рук Самой Царицы Небесной прими, Благочестивейший Государь сию св. икону — и да хранит Царица Небесная вхождения и исхождения твои и да ниспосылает выну великия блага и неизреченные милости за радость и счастие, которые ты доставил посещением своим обители сей и ея смиренным насельникам — инокам».

    Затем Преосвященный Евгений просил Его Величество принять еще икону и передать ее Государыне Императрице. «Осчастливь, Государь, — сказал Преосвященный, — принять от обители и сию св. икону Богоматери и передать Матушке — Царице супруге твоей». Третью икону Боголюбивой Божией Матери Преосвященный Евгений просил Его Величество принять и передать Наследнику Цесаревичу. Иконы Боголюбовой Божией Матери также были поднесены Преосвященным епископом Евгением каждой великой княжне со словами: «Приимите от обители и да хранит вас Царица Небесная».

    После этого, Высокопреосвященный Николай, дополняемый Преосвященным Евгением, рассказал об истории обители, о древней иконе Покрова Богоматери, показал древние Евангелия (два — XVI века и одно — начала XVII), которые лежали раскрытыми на столе. Его Величество обозрел и одобрил храм и его иконостас, пожелал посетить молельную горницу св. князя Андрея Боголюбского. В предшествии архиепископа Николая и епископа Евгения, Его Величество с великими княжнами проследовали к месту кончины св. князя Андрея, находящемуся в нише под лестницей княжеских палат, отсюда поднялись наверх. Спустившись, Его Величество несколько минут задержался у кивория, а затем проследовал к монастырской ограде, где по преданию лежало два дня тело убитого св. князя Андрея. Царь осмотрел старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы, выстроенный на месте чудесного явления Богоматери св. князю Андрею.

    Отсюда Его Императорское Величество возвратился к новому соборному храму обители, где стояли волостные старшины, земские начальники, члены землеустроительных комиссий, отрубные хуторяне, представители Владимирского уездного земства и депутация фабрики Лемешенской мануфактуры, которые поднесли Его Величеству хлеб-соль и св. иконы.

    Простившись с архиереями, насельниками обители и гостями, император с августейшими дочерьми отбыл на вокзал железной дороги (на ст. Боголюбово) при восторженных криках присутствовавших. Возвратившись в храм, Преосвященный Евгений с братией монастыря совершил молебствие Господу Богу о благополучном путешествии Их Императорских Величеств. На память о своем посещении Его Императорским Величеством было пожертвовано монастырю полное священническое и диаконское облачение из малинового вельветина с оплечьями из бухарской парчи.

    Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. Знал ли царь тогда, что и ему уготована такая же участь — быть обманутым, преданным и оставленным всеми, быть убитым от рук своих же подданных, от жидов и изменников своего Отечества?..

    Вскоре после возрождения Свято-Боголюбского монастыря все приходящие в храм оказывались свидетелями чуда: в центральной части свода главного алтаря, на месте забеленной известью фрески, изображающей Господа Иисуса Христа — Царя Небесного, проступили контуры лика царя.

    Далее
    В начало

    336x280
    Православный интернет-магазин
     
    Rambler's Top100